Глава 1. Роль системной методологии в мышлении и деятельности руководителя

1.1. Руководитель и методология

Буквально повсюду, в науке, управлении и технике говорят и пишут о системном подходе. А возможно ли применить системный подход в повседневной работе руководителя? Пишут же, личность - это система. Совокупности "человек-машина", "руководитель-подчиненный " - тоже системы. Спортивные команды, фирмы и заводы, министерства - также системы.

А что тогда не система? На это можно ответить, что не система - это все то, что никак не связано друг с другом фактически, то есть объективно, или в нашем представлении, т.е. субъективно. Таким образом, можно выделить один тип систем, существующий независимо от нашего сознания, поведения как объективная реальность, их называют системы-объекты. Например, солнечная система, человеческое общество, страна, город, организация.

Второй тип систем - это научные представления, знаковые системы, которые разрабатываются исследователями для организации решения какой-либо задачи или проблемы, возникающей в системе-объекте, их называют системы-средства. Например, в отношении солнечной системы было выдвинуто две концептуальных системы - К.Птолмея (геоцентрическая) и Н.Коперника (гелиоцентрическая). В отношении же общества, организаций сознания и личности выдвинуто много разнообразных концептуальных систем.

Системы-объекты представляют собой знания, констатирующие наше представление об окружающем мире (о физическом мире или об обществе и его элементах, организациях или людях). Системы-средства - это знания, используемые при построении представлений о системах-объектах и наших действиях с ними, когда нам хотелось бы как-то воздействовать, повлиять на системы-объекты. Но есть и третий тип знаний - это своеобразные знания о знаниях, о том, как знания построены, на каких предпосылках, основаниях или обоснованиях.

Поясним отношение между первыми, вторыми и третьим типами знаний. Обратите внимание на самое общее строение своей деятельности и на ее обязательные компоненты, они далее подчеркнуты.

Например, вы решили осуществить некое управленческое действие: принять на работу в свой отдел ведущего инженера Иванова соседнего предприятия, на котором происходило коммерческое освоение разработок вашего отдела. Если кто-то попросит вас объяснить свое решение, то вы найдете примерно следующие представления. Психологическое, у вас создалось представление о нем как о специалисте, нужном вашему отделу, и о человеке, который легко впишется в ваш коллектив. Это представление, в свою очередь, может получить обоснование в том, что у отдела и коллектива есть какие-то потребности, задачи, которые сможет удовлетворить или решить этот сотрудник.

Возможно и другое - скажем так, организационное представление о том, что в отделе не было специалиста, во всех деталях знакомого с практикой производства и коммерции. Само это представление также может быть объяснено вами с помощью организационного обоснования. Примерно так, что отдел можно условно представить состоящим из трех звеньев одной цепи (производство идей, их научная апробация и практическая, коммерческая реализация) и слабое звено этой цепи (практическая, коммерческая реализация) теперь будет усилено новым ведущим инженером.

Мы подчеркнули основные компоненты вашей деятельности, взаимосвязанные друг с другом следующим образом: действия основываются на представлениях, а они объясняются вами через обоснования, т.е. схема вашей деятельности имеет вид

Обоснование

Ї ­

Представление

Ї ­

Действие

Ї ­

Объект

Данную схему предложил методолог Н.Г.Алексеев. Обратите внимание, над вашим любым действием надстраиваются два "этажа" из принципиально различных знаний.

На первом этаже хранятся знания об объекте (каков он), на втором - знания о знаниях (почему мы так себе объект представляем, в каких терминах, схемах, формах). Вот эти знания о знаниях называют обоснованиями, или еще основаниями, или методологическими знаниями.

Когда пишут о системном подходе, то имеют в виду приложение выработанных наукой методологических знаний второго "этажа" к организации знаний первого "этажа".

Методологические знания или, как мы их называли выше, "обоснования" или "основания" описываются как особого рода представления, которые имеют вид универсально-абстрактных конструкций. Методолог Э.Г.Юдин выделял их три вида:

1. универсальные свойства, например, количественные, качественные, информационные, функциональные;

2. универсальные отношения, например, часть и целое, цепь и звено, стимул - реакция, отражаемое и отражающее, внешнее и внутреннее;

3. Универсальный механизм, например, естественный отбор, моделирование, обратная связь, управление.

Методологические знания определяют ограничения, присущие соответствующим им объектным знаниям, что выражается практически в их чувствительности (или не чувствительности) к определенным явлениям, в возможности или невозможности оперировать с их помощью с определенной реальностью.

2-ой "этаж", или уровень методологических знаний

Знания о том, почему мы так себе объект представляем, какие из этого возникают возможности и достоинства, ограничения и недостатки, каковы принципиальные возможности представлять объект иначе для решения новых задач

1-ый "этаж", или уровень предметных знаний об объекте, различные виды его описаний

Описание технологии процесса. Цели-задания. Организационная структура. Неформальная структура коллектива

Реальность, данная нам в ощущениях и через наши действия, направленные на ее изменение; выявляемые инструментально физические, химические, психологические, социальные и прочие явления

 

Рис 1. Схема деятельности руководителя с объектом.

Кто-нибудь из руководителей может сказать, что достаточно ему работать с представлениями, которые сложились у него в процессе практической работы и учебы, а как они сложились, почему сложились такие, а не другие - это все вопросы, над которыми не стоит думать, "нечего голову ломать". Да и есть ли польза?

Этим руководителям можно ответить, что постоянное совершенствование их работы, ее перестройка для решения новых практических задач невозможны просто с течением времени, "автоматически" или по указанию сверху. Для этого необходимо сознательно осваивать новые представления о реальности, ставить новые цели и осваивать новые способы деятельности, но умение анализировать, осознавать и изменять их основания. Как вы могли заметить из схемы Н.Г.Алексеева, основания и представления определенного вида взаимно согласованы между собой и совершенствовать их необходимо одновременно.

Другими совами, содержание оснований должно быть также понято и ясно осознано, как и содержание представлений. Только при этом условии руководитель может вырабатывать действительно обоснованные решения в постоянно меняющихся производственных и рыночных условиях и чувствовать себя уверенно как компетентный, полностью осознающий свою ответственность специалист. Только так создается подлинное, а не наигранное чувство уверенности и обоснованности всех действий руководителя, которое вселяет в подчиненных подлинную уверенность в успехе.

Руководитель, который четко различает в своем мышлении два "этажа" знаний, уже сделал значительный шаг в обучении мыслить системно. На первом "этаже" у него знания об объектах (бригаде или лаборатории, цехе или отделе, предприятии или организации), на втором "этаже" методологические знания, с помощью которых он оперирует обоснованиями при выработке нового подхода к объекту, более адекватного поставленным целям. В отсутствие обоснований возможно затруднение коммуникаций и осознанное выполнение подчиненными принятых им решений, особенно если руководитель человек творческий, и предпринятые им действия интуитивно вытекали из его новых представлений, которые он не мог обосновать окружающим.

Методологические знания обеспечивают самое широкое понимание и коммуникации в обществе. Следует обратить внимание, на то, что и постановка целей и выбор обоснований и построение соответствующих им представлений, хотя и носят общественно детерминированный характер, но также содержит в себе черты субъективности.

Наверное, кого-то смутит, а может быть, даже возмутит наличие субъективности в системном подходе, претендующем на научность. Но иначе и не может быть в условиях, когда вы имеете дело со сложным объектом, адекватные теоретические представления, о котором не построены, но которым практически необходимо управлять или проектировать (планировать) его будущее состояние и добиваться реализации требуемого проекта или достижения поставленной цели.

Необходимо всегда помнить не стареющее марксистское положение о том, что в человеческом обществе все совершается в процессе деятельности, осуществляемой чувственно практически в меру познания, понимания, личной потребности и общественной необходимости, т.е. субъективно.

В системном подходе не абстрагируются боязливо от сложного субъективного фактора, привносимого самим руководителем, а стремятся более точно и более развернуто зафиксировать и учесть собственные исходные методологические предпосылки, допущения и предпочтения, их возможное влияние на процесс анализа и принятое решение. При таком подходе сама субъективность в наиболее полной мере учитывается и тем самым, в известной мере, объективируется. Пожалуй, только таким "хитрым" способом можно стать объективно мыслящим человеком.

Руководитель или специалист, овладевший методологическим уровнем знаний, умением его развертывать перед другими людьми, как любят говорить исследователи “эксплицировать”, приобретает значительную свободу в обосновании, организации, перестройке и в смене своих знаний; приобретает способность мыслить и убеждать. Такие люди становятся настоящими королями, которые достойно несут свою корону, а не самозванцами.


Следующий раздел

Вернуться к оглавлению

Если в вашей комнате стало душно от солнца, значит, в ней не установлены

Зеркальные жалюзи "Константа"

Используются технологии uCoz