Введение
В польском журнале "Шпильки" в 60-годах был опубликован юмористический рисунок, составленный из трех картинок. На первой - под названием "Монархия" были изображены условно, по-детски человечки и у одного из них на голове была корона. На второй картинке под названием "Олигархия" были те же человечки, у нескольких из них были на голове короны. На третьем рисунке все те же человечки были с коронами, и назывался этот рисунок "Демократия".
Шутливый рисунок, на самом деле, несет в себе глубокий смысл и выдвигает одновременно множество проблем. Что означает на рисунке корона? Достаточно ли надеть корону и вы уже король? Все люди стали королями на рисунке "Демократия", а если это самозванство или самообман? Где королевство у этих королей? Будут ли эти люди править на благо всех, как это подобает коронованным особам? Располагают ли все люди необходимыми для коронованных особ тактом, знаниями и умениями? А не начнут ли эти короли "войну всех против всех"? Вопросы и проблемы, характерные для нашего времени, можно было бы легко продолжить
Условия информатизации и демократизации стимулируют всех социально активных людей к участию в выработке и принятии решений по многим жизненно важным проблемам их подразделения, организации, фирмы, города, района, республики, а подчас всего человечества. Перед каждым человеком и различными группами людей возникает широкий спектр возможностей для использования своих знаний и способностей к творчеству и предприимчивости для самоутверждения и отстаивания своих личностных и групповых устремлений и интересов.
С точки зрения автора, если вернуться к описанию рисунка-шутки, корона означает наличие у человека таких системных, методологических знаний, с помощью которых он может осознать и решать сложные проблемы в сложном мире для своего и общего блага. Без наличия этих знаний нацепленная корона превращается в маскарадный головной убор, предназначенный скрыть несостоятельность и некомпетентность его владельца, какой бы высокий пост он ни занимал, каким бы капиталом он ни обладал. Видимо, недаром в русском языке про очень умных, смекалистых и сообразительных говорят, что они с царем в голове, а бестолковых называют "без царя в голове".
Знания о сложном строении таких организационных систем, как: учебный класс, бригада, лаборатория, цех, отдел, предприятие, фирма, холдинг - получили широкое распространение, однако действия и принимаемые решения людей не всегда сообразуется с этими знаниями, что приносит много ошибок и приводит к разочарованию в этих знаниях. Причины такого явления многообразны. По нашему мнению, одна из существенных причин такого положения - это недостаток у отдельного человека необходимых средств взаимодействия с такого рода объектами именно как с системами. Мы имеем в виду интеллектуально-моральных средств, позволяющих внутренне непротиворечиво связывать между собой знания человека об объектах (об их строении и назначении) и о себе самом (о своих ценностях и целях, стратегиях и интересах, о принимаемых решениях и достигаемых прямых и побочных результатах). Слишком часто думаем одно, говорим про другое, поступаем вопреки обдумываемому и высказанному, невольно занимаемся самообманом и обманом окружающих.
Скажем, в прошлые времена было принято выполнять план любой ценой, даже путем нарушения законности (приписки) и нанесения ущерба здоровье людей (сверхурочные и травматизм) и все это считалось "пользой обществу", чуть ли не героизмом.
На современном этапе культурно-исторического развития нашего общества каждому человеку требуется не просто знать об объектах как о системах, но и уметь соединишь себя с ними в одно интеллектуально-моральное целое. Например, о каком слиянии работников со своей фирмой в некое целое может идти речь, если они знают, что их фирма слабо организована, ее сотрудники профессионально плохо подготовлены, ее
существование связано лишь с искусственно заниженным курсом доллара. При этом руководство все-таки долговременно планирует получать значительную прибыль от спекулятивных продаж, неуклонный рост общей деловитости и преданности делу. В результате один кризис сменяет другой, один шок следует за другим.С давних пор хаос, произвол и нерациональность ассоциируются с силами дьявола ("бес попутал"), а гармония, законность и рациональность - с волей бога. Грехом считается моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или даже только мыслью воли бога.
Своеобразным интеллектуально-моральным грехом можно признать низкий уровень системности мышления и деятельности. Он проявляется в несогласованности между провозглашаемыми моральными и целевыми установками и реальными повседневными действиями, между тем, как руководитель сложно представляет себе свое подразделение и, как примитивно он действует. Моральные и интеллектуальные компоненты здесь оказываются рассогласованными.
Многими ощущается насущная необходимость продолжения на научной основе традиции в российской культуре, которая бы связывала поведение отдельного человека с жизнью страны, широкомасштабных организаций и больших систем. Это, безусловно, важно для нормального социального развития каждого человека, но особенно необходимо социально активным людям, знатокам своего дела, специалистам и руководителям.
Действовать не системно, хаотически, нагло попирая мораль и законы, достигать личных выгод за счет обнищания других - просто - надо быть "без комплексов". Обогащение за счет полу криминальных махинаций - не велика заслуга. Однако при этом человек утрачивает свою личность как познающее, сознательное, созидательное и несущее полную ответственность начало. Результаты такого массового поведения всегда плачевны - цели, люди вокруг, и сам же человек, ради которого все совершается, оказываются забытыми, искаженными - происходит в какой-то степени расчеловечивание всего общества и каждого человека в нем.
Мыслить и действовать системно - трудно. Для системного стиля мышления и деятельности требуется в качестве основы интеллектуальная активность, моральная и физическая стойкость и специальные знания о системах. Каждому человеку требуется по своей интеллектуальной оснащенности соответствовать сложности строения внешнего мира, а также внутреннего мира людей и их деятельности по преобразованию мира и самих себя.
Идеи системного строения мира и общества известны с эпохи древнего мира, но в настоящее время они звучат по-новому актуально. Сложность задач, встающих перед каждым человеком, объективно и субъективно увеличивается. Чтобы решать их на уровне современных требований, необходимо научиться мыслить системно. К овладению некоторыми идеями системного подхода призывает данная книга.
Что такое "системный подход или системные идеи"? Для чего они нужны специалистам? У всех специалистов в процессе их практической деятельности и обучения формируется некий образ деятельности их подразделения и предприятия. Этот образ у каждого руководителя и каждого подчиненного свой, неповторимый, поэтому в психологии управления его принято называть "индивидуальной управленческой концепцией" (А.И.Китов). Эта концепция представляет собой совокупность требований, предъявляемых к его деятельности и деятельности коллектива, а также совокупность знаний, представлений и профессионального мастерства, обусловленных индивидуальным опытом и потребностями личности. Чтобы быть хорошим подчиненным, понимать руководителя и сознательно выполнять его указания, у каждого должна быть своя управленческая концепция. Возвращаясь к шутливому рисунку вначале, скажем, у каждого должна быть корона, каждый должен быть королем, никто не должен быть без царя в голове.
Индивидуальная управленческая концепция может рассматриваться как своеобразное знаковое средство или совокупность знаковых средств деятельности любого специалиста. Некоторые средства очень эффективны, другие - менее эффективны, одни - облегчают взаимодействие с окружающими людьми и организациями, другие - служат помехой. А ведь еще нужно, чтобы работники привели свои индивидуальные управленческие концепции к такому общедоступному виду, который удобен для принятия решений и для оперативного и долгосрочного планирования, и для взаимного контроля, и для делового общения. Для этого нужна общая для всех специалистов и руководителей методологическая основа, в качестве которой здесь предлагается системный подход.
Системный подход - это направление методологии познания и практической деятельности, в котором разрабатываются знаковые средства, которые позволяют рассматривать сложные объекты как системы, т.е. как совокупности элементов, находящихся в связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. В системном подходе разработаны понятия и принципы, схемы объяснения и анализа, проектирования и конструирования
, изменения и развития сложных объектов.Каждый из нас работает в мире сложных объектов: людей, групп, организаций, отраслей народного хозяйства и мирового рынка. В системном подходе разработаны определенные способы рассмотрения любого объекта управления с помощью общенаучных (для всех наук единых, широко универсальных) понятий. Эти понятия ориентируют нас в познании управляемого объекта, хранении и использовании информации о нем, выработки решения, контроля над его деятельностью, облегчают взаимопонимание людей разных специальностей, ускоряют обмен информацией и методами, способствуют творческому решению практических задач. Общенаучные понятия позволяют бороться с упрощенными, примитивными, субъективными концепциями рассмотрения сложных объектов.
К сожалению, некоторые люди в угоду себе используют упрощенные, псевдосистемные представления о человеке и организациях. Например, были политики, которые полагали, что людей можно рассматривать в виде винтиков огромного механизма. Иные циники считают, что жизнь - это эксперимент и, следовательно, люди в ней делятся на экспериментаторов и "подопытных кроликов". Другие считают, что человеческая жизнь - это игра, в которой, главное, выиграть любыми средствами, любой ценой. Указанные и им подобные вульгарные упрощения ведут к аморализму в поведении и принятии решений.
Какие же научные представления или знания предлагаются в данной книге? Для начала заметим, что научное знание выступает в следующих двух видах. Оно является, с одной стороны, продуктом деятельности исследователей и используется ими в процессе их познавательной деятельности, а с другой стороны, оно может стать целиком или частично средством деятельности практиков, пожелавших использовать научное знание.
С целью использования научного знания оно подвергается некоторой адаптации специально для широкого потребителя знаний. Это осуществляют либо сами ученые, выступающие в роли консультантов, либо методисты и преподаватели, а также популяризаторы научных знаний. С помощью определенной адаптации научные знания могут
стать достоянием широкой публики, и тем самым могут использоваться как производительная сила общества, как элемент просвещения и культуры. При адаптации происходит известная модификация исходного знания, чаще всего допустимое, с практической точки зрения, упрощение.Данная книга представляет собой адаптацию для широкого круга читателей ряда идей системного движения, основания которого заложили в нашей стране автор всеобщей организационной науки - тектологии А.А. Богданов в 20-тых годах. Значительно позже, независимо от автора тектологии, в Америке Л. фон Берталамфи в 50-х годах ХIХ века предложил свою общую теорию систем, после чего системное движение получило значительное развитие во всем мире, во всех областях науки и техники. В нашей стране значительный вклад в развитие системного подхода внесли, по моему мнению, методологи, биологи и философы А.А. Малиновский, И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, Н.Г.Алексеев, Г.П.Щедровицкий, А.Л.Тахтаджян, которые на автора оказали значительное влияние.
Но "адаптация" системного подхода не значит, что книга будет воспринята читателем как легкое чтение. Многое будет необходимо представить себе иначе, системно, а это потребует определенных усилий по овладению новыми понятиями и неоднократного обращения к книге. Как, например, математическими методами, так и системным подходом, невозможно овладеть, если ни приучаешь себя оперировать им в мышлении и деятельности постоянно.
Если прямые солнечные лучи мешают вам спать или работать, тогда немедленно установите