1.2. Как представлять свое мышление системно организованным
С целью сделать предметом рассмотрения себя и свое мышление, руководителю следует помыслить о себе примерно так: "Я думаю, что я думаю так-то, Я полагаю, что я при этом такой-то, выполняю такие-то функции, достигаю такой-то цели..." Осуществлять такого рода мышление означает рефлексивно мыслить, или рефлектировать. Такое мышление также можно осуществлять в форме внутреннего диалога и или внешнего диалога с другими людьми.
Мы существа, обладающие сознанием, поэтому мы часто рефлектируем. Наиболее удобно рефлектировать - это задавать вопросы самому себе. Так, руководитель должен строго спросить с самого себя: "Кто есть я для какого-то объекта управления (подразделения, организации), причем не только по должности, а по самой сути своего существования? Как я себе представляю объект, т.е. какие знания о нем у меня имеются? В каких объективных и субъективных условиях он существует? По каким частям, и почему именно по ним я его анализирую? Каким способом эти части я могу соединять по частям? Как они взаимодействуют между собой? Какие мои цели, стратегии и интересы? Как я себе представляю свою роль в решении задачи или проблем объекта? Какие варианты решений задачи или изменения объекта я предпочитаю и
почему?"Ответы на все эти и тому подобные вопросы могут быть сгруппированы в несколько взаимосвязанных блоков, в совокупности составляющих вашу, так называемую "деятельностную позицию" по отношению к себе, к задаче или объекту, в отношении которых необходимо принять решение, провести систему мероприятий.
Деятельностная позиция руководителя по отношению к объекту (задаче, проблеме, организации, деятельности, личности, группе и т.п.) включает следующие группы знаний:
декларативные знания (об условно принятых или допускаемых упрощениях или сторонах рассмотрения или анализа и классификации всего объекта или его частей или элементов);
процедуральные (согласующие) знания (о взаимодействии между элементами, частями объекта и способах их объединения или организации указанных знаний в некое непротиворечивое целое);
ценностные знания (о собственных личных целях, стратегиях и интересах и о своем месте в организации, о ролях в коллективной работе с объектом);
операциональные (исполнительные, результирующие) знания (о допустимых решениях и действиях в отношении объекта).
Идея именно в такой форме представлять деятельность лиц, принимающих решения, принадлежит системному методологу Э.Л.Наппельбауму.
Деятельностная позиция руководителя как система представляет собой такой способ организации знаний о своей деятельности, при котором ее декларативная, процедуральная, ценностная и операциональная составляющие внутренне согласованы между собой.
Если же согласования нет, то мы имеем хаос, а не систему. Можно с известной долей упрощения считать, что наше мыслящее "Я" состоит из многих разнородных деятельностных позиций.
Деятельностная позиция представляет собой некий ансамбль знаний, внутренне согласованных, непротиворечивых и удобных для оперативного согласования.
Познакомьтесь, например, с деятельностными позициями двух руководителей отделов, которым по приказу администрации необходимо сократить штаты отделов на 5%.
Знания |
Деятельностная позиция руководителя А |
Декларативные |
"Мой отдел неоднороден: он включает как специалистов высокого уровня, так и весьма слабых и нерадивых исполнителей. Отдел - это образование, составленное из разнородных, дискретных элементов". |
Процедуральные |
"Часть специалистов сработалась и образует сплоченные, творчески и эффективно работающие группы, а часть держится в стороне". |
Ценностные |
"Я за перемены к лучшему в отделе. Важно не только обучать и воспитывать кадры, но и отбирать. Лучше меньше, да лучше". |
Операциональные |
"Я могу безболезненно для себя и коллектива сократить несколько человек". |
Знания |
Деятельностная позиция руководителя Б |
Декларативные |
"Мой отдел состоит из специалистов высокого профессионального уровня. Специалисты прекрасно дополняют друг друга". |
Процедуральные |
"Сложился коллектив, нацеленный на творческое выполнение производственных задач. Отдел - это образование, сложившееся на основе самоорганизации элементов в монолитное целое". |
Ценностные |
"Я - за стабильность в нашем коллективе. Мои роли в коллективе - организатор и лидера, развивающего свой коллектив, но мне не свойственна роль дезорганизатора творческой группы". |
Операциональные |
"Я не могу сократить ни одного человека". |
Видимо, руководителю Б предстоит трудная борьба: либо внутренняя - переделка себя и своей деятельностной позиции; либо внешняя - с администрацией, отстаивание своей деятельностной позиции.
Когда в процессе деятельности очень опытному руководителю бывает необходимо применить те или иные знания, то достаточно актуализировать любую составляющую этого ансамбля как вместе с ней автоматически в его сознании воссоздается весь ансамбль деятельностной позиции.
Если же под влиянием внешних и внутренних условий какая-либо составляющая изменяет свое содержание или эмоциональную окраску, то могут происходить большие или меньшие флуктуации всех остальных составляющих деятельностной позиции, вплоть до возникновения новой деятельностной позиции.
Над каждой составляющей деятельностной позиции надстраивается "второй этаж" методологических знаний. Эти знания важны как способ организации знаний. В науке - это продукты рефлексивного анализа знаний, сконструированные специалистами-методологами или самими исследователями, или рефлектирующими практиками. В искусстве - авторами произведений, критиками и искусствоведами
. В технических видах деятельности - выдающимися практиками, изобретателями и преподавателями. В методологические знания включают принципы (руководящие правила), схемы и другие абстрактные конструкции и знаковые системы, условные допущения и ограничения, с помощью которых организуются, отбираются, обосновываются и изменяются указанные выше декларативные, процедуральные, ценностные и операциональные знания. Подробнее о происхождении методологических знаний речь пойдет в следующем разделе.