Глава 3. Основные свойства систем

3.1. Целостность

Рассмотрим такое свойство систем как связанность ее частей в некое целое. Как оно возникает?

Например, когда перед директором завода встает задача по сокращению расстояний и количества порожних перевозок материалов и деталей внутри завода, то свой завод директор может представлять как систему, представляющую собой взаимосвязанную совокупность цехов, находящихся на ограниченной забором территории. Именно такое представление о целостности системы-завода оказывается достаточно адекватным для решения внутри заводских транспортных задач.

Если директор завода начинает интересоваться решением задач улучшения отдыха работающих в целях повышения производительности труда, то он расширяет границы своей системы-завода от забора до ближайших зон отдыха: садово-огородных участков, расположенных в нескольких километрах от завода, до потенциальных мест отдыха, расположенных у моря, за тысячи километров от завода в Крыму, Болгарии, Испании и далее. Для данной задачи целостность системы-завода значительно расширяется.

Когда директор завода приступает к решению задач перспективного планирования, то он вынужден расширять целостность своей системы-завода до границ страны, затем до границ стран-членов СНГ и далее до тех стран, куда продукция завода экспортируется в настоящее время, и при сохранении конкурентно способности будет экспортироваться в будущем. Для решения этой задачи целостность завода-системы приобретает глобальные масштабы.

Данные примеры показывают, что целостность систем задается и объективно и субъективно в зависимости от решаемых задач и от подходов к их решению, которые выбирает руководитель.

Однако далеко не всегда так просто определить целостность системы. Например, что такое "человек" как система и, каковы границы этой системы?

При внешнем взгляде на человека его целостность заключена в очертаниях его одежды в форме его головы, рук и фигуры. Далее, в непосредственно физическом смысле границы человека простираются настолько, насколько позволяют его органы чувств и его двигательные способности. В физиологическом смысле граница системы "человек" проходят не только по наружным и внутренним тканям человека, но и включают атмосферу и условия выживания его организма. В обществе целостность системы "человек" простирается до взаимодействующих с ним людей и используемых им предметов культуры, быта, орудий труда, принятых традиций, норм и ценностей. Особенно широки эти границы в сфере познания - от элементарных частиц до космического пространства, от внутриклеточной жизни до осмысления всего человечества и себя в мире.

Когда невозможно выяснить, где проходят границы системы, тогда приходится задавать целостность условно (это творческая задача), исходя из условий, практических задач и иных соображений и нести за это полную ответственность. Опять, как видите, проявляется элемент субъективизма в понимании целостности, но это понимание должно быть четко осознанно руководителем и учитываться им как одно из важнейших условий при принятии решений.

Читателю, наверное, ясно, что абсолютно целостное рассмотрение объекта невозможно, хотя бы из относительной истинности наших знаний. Однако на практике у каждого руководителя может возникнуть вопрос: "А на данный момент насколько целостно я рассматриваю свой объект управления?" Кратко можно ответить так. Настолько целостно, насколько вы при формировании представления об объекте учитывали существенные данные всех наук, изучающих этот объект.

Например, некий руководитель (допустим, прораб) полагает, что его подразделение работает в условиях бригадного подряда, при котором каждая бригада имеет самостоятельный наряд. Однако он легко разрешает переводить отдельных членов строительных бригад в помощь другим бригадам, он не стремится предоставить бригадам большую самостоятельность и увеличить их сплоченность. Это значит, что при формировании бригад, работающих на единый наряд, он учитывал экономические, технические, технологические сведения. Однако прораб не знал или игнорировал рекомендации социальной психологии коллектива о том, что для эффективной работы бригады важно, чтобы была создана контактная, сплоченная и самоуправляемая группа. В ней каждый должен видеть, как работают другие члены группы, хотеть и мочь оказывать влияние на процесс и конечные результаты работы, по которым она оплачивается.

Вполне логично предположить, что в представлениях такого руководителя о бригаде возник "разрыв" целостности в понимания бригады, который отразился в принимаемых им решениях, которые понижают целостность бригады как системы и ее эффективность. С системной точки зрения, сам руководитель создает препятствия, которые разрушают целостность бригады как системы.

Разрыв в целостности анализируемой системы, возникает и тогда, когда кто-то не учитывает влияние каких-то важных факторов на эту систему. Рассмотрим два примера.1. Если каждый кооператор максимизирует цену производимого им товара, отказываясь от снижения цены, чтобы получить наибольшую выгоду для себя, и если каждый покупатель минимизирует цену тем, что отказывается от покупки, чтобы получить наибольшую пользу для себя от сохранности денег. В итоге теряют или проигрывают оба от не реализации своих жизненных потребностей. Если же кооператор и покупатель начинают вести торг о цене на товар, то это позволяет согласовать интересы и выиграть обоим. С системной точки зрения, "ведение торга о цене" - это звено, объединяющее обе системы.

2. Если в нейтральных водах океана все страны стремятся выловить как можно больше рыбы, тогда, в конце концов, все - проиграют. Так как чрезмерный, бесконтрольный улов рыбы помешает ее воспроизводству. Когда же заключается межгосударственный договор о квоте вылова, то выигрывают все, так как рыба при этих условиях, продолжает воспроизводиться неограниченно долго. С системной точки зрения, "межгосударственный договор о квоте вылова рыбы" - это звено в объединении стран в некую систему.

На этих примерах хорошо виден тип мышления, в котором первоначально отсутствует целостность анализа, а затем возникает целостность как взаимозависимость, когда, каждый осознает, что получаемая им польза зависит от стратегии поведения, которую выбирают другие. Системное мышление - это такое мышление, которое учитывает осознанно собственные действия и действия других и общую пользу от этих действий для всех. Системное мышление достигается умением анализировать явления или объекты с точки зрения других, т.е. во всей их многозначности, благодаря чему возникает целостность в понимании и анализе системы.


Следующий раздел 

Вернуться к оглавлению

Если солнце через окно вас совсем допекло, тогда не раздумывая, установите

Зеркальные жалюзи "Константа"  и вам не будет жарко.

Используются технологии uCoz