3.6. Представление о самоорганизации систем
Каждый человек в организации выполняет определенные функции - рабочего, инженера, конструктора, экономиста, руководителя. При выполнении своей функции он, оказывается, подчинен своему предприятию, организации как объемлющей его система.
Однако человек полностью не исчерпывает себя, свои возможности в организации этой функцией. Его способности и возможности действовать в организации значительно шире возложенных на него обязанностей. Он действует в организации и как личность: ставит перед собой определенные личные цели, защищает свои личные интересы, в той или иной мере определяет стиль поведения с окружающими, то есть ведет себя как сам себя и свое поведение определяющий элемент, как самоорганизующаяся и самоуправляемая система.
Самоорганизующиеся системы имеют свой собственный относительно независимый от внешних влияний внутренний регулятор поведения, обеспечивающий свое надлежащее состояние и свое постоянное совершенствование. Чтобы такие функции осуществлять, внутренний регулятор должен обладать способностью к самоотражению, то есть отражать текущее и иметь возможность проектировать желаемое состояние системы.
Рассмотрим цепочку элементов А и Б на рисунке. Стрелка символизирует отношение управления. Лишим элемент А этого преимущества доминировать следующим образом - замкнем цепочку. Теперь мы получили равноправные элементы, которые вместе образуют самоорганизующуюся систему. Самоорганизующиеся системы характеризуются кольцевой структурой.
Пример самоорганизации - это взаимодействие психических образов предметов и действий с ними. Образ есть всегда результат определенных действий. Если вы попытаетесь вспомнить образ гладкого или шероховатого, то вы всегда вспомните, хотя бы на мгновение, те действия (движения пальцев по поверхности), в результате которых вы его получили. Связь между образом и действием двусторонняя: образ определяет действие, а действие определяет образ - это можно изобразить так.
Анализ самоорганизующихся систем представляет значительные трудности для руководителей, так как в них трудно определить, где причина, а где следствие. В этих условиях выработать правильное, достигающее нужного эффекта, решение невозможно без вспомогательных
схем моделирования стимулов (факторов), внутренней структуры ("внутреннего мира"), поведения и достигаемых результатов самоорганизующейся системы.Например, рассмотрим схему причинной цепи поведения человека. С целью удобства практического использования данной схемы в ней отмечены только односторонние связи звеньев цепи, тогда как на самом деле связи двусторонние.
С--------------------------
® Ч-------------------® П----------------------® Э, где
“С” - Стимулы |
“Ч” - Человек |
“П” - Поведение |
“Э”- Эффект |
Световые, звуковые сигналы, предметы, ориентиры, содержание работы, окружающие люди, их речевые высказывания, изложенные устно и письменно идеи, ситуации, эффект предыдущих действий |
Состояние организма, наследственность, возраст, биологические потребности. Содержание сознания (знания, навыки, социальные потребности, уровень притязаний, установки, ценности, принятые нормы, цели, долженствования) |
Действия, мимика, пантомимика, жесты, речь, проявления эмоций и мышления (вегетативные реакции) |
Желаемый результат, побочные изменения окружения и ситуации, приспособление к условиям, избегание, или агрессия, положительные и отрицательные реакции окружающих, нахождение ориентиров поведения, случайности |
Если мы соединим звенья С и Э этой цепи, то получим схему самоорганизующейся системы, в которой каждый элемент можно будет принимать за первопричину при проведении анализа, поведения.
Отношения межу элементами системы С - Ч - П - Э могут быть проиллюстрированы простой ситуацией. Человек случайно сел на канцелярскую кнопку и подпрыгнул.
Так, в нашем примере, если несколько человек спросить о причине такого поведения, то один скажет, что он подпрыгнул, чтобы не уколоться, другой - от боли, а третий - по привычке. Первое объяснение определяет эффект - “Э” как причину, а два других упоминают только человека - “Ч”.
При полном, удовлетворительном объяснении поведения следует раскрыть содержание, относящееся к каждому элементу схемы. Тогда получаем, что укол кнопки это "С", боль - "Ч", прыжок - "П" и избегание укола - "Э".
В системном подходе к анализу поведения важно не оценивать поведение, а понять и выявить причинную последовательность поведения.
Рассмотрим еще один пример.
Подчиненному было необходимо решить производственный вопрос, затрагивающий его личные интересы, с руководителем. На приеме, в ходе непродолжительной беседы с руководителем подчиненный проявил несдержанность, повысил голос, и ему было отказано сдержанно и без объяснения причин в положительном решении его вопроса
.Каковы возможные причины поведения подчиненного и руководителя?
Возможная (неединственная) причинная последовательность поведения подчиненного может быть описана следующим образом.
С---------------------------
® Ч-------------------® П-----------------® Э
“С” - Стимулы |
“Ч” - Человек |
“П” - Поведение |
“Э”- Эффект |
Сложный, важный вопрос, мучительный для личности |
Осознание высокой значимости вопроса и напряженное эмоциональное состояние |
Повышенный, эмоционально-насыщенный, требовательный голос |
Получение отказа в решении вопроса со стороны руководителя и при этом возникшее неожиданно чувство облегчения у подчиненного |
Возможная (неединственная) причинная цепь поведения руководителя может быть описана следующим образом.
С----------------------
® Ч-----------------------® П------------------® Э
“С” - Стимулы |
“Ч” - Человек |
“П” - Поведение |
“Э”- Эффект |
Несдержанность подчиненного, повышенный тон голоса. Сложный, неприятный вопрос |
Осознание нарушения деловой этики со стороны подчиненного. Потребность защитится от сложного вопроса |
Едва сдерживаемое отрицательное эмоциональное напряжение и отказ решать сложный вопрос |
Снятие эмоционального напряжения в форме наказания подчиненного за несдержанность |