Упражнение № 2

Прочитайте следующий ниже текст и выпишите из него в одну колонку все препятствия, а в другую - все звенья, которые могут возникать между руководителем, и ролевыми или деловыми играми. Колонки заполнять по следующей форме.

Звенья

Препятствия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

 

Рекомендации. Отношение людей к играм

Следует отметить, что с игровыми ситуациями мы сталкиваемся не только в детстве. Например, нередко перед принятием важного, жизненно значимого решения мы проигрываем в сознании различные варианты, подчас даже фантастические, возможные лишь в мечтах или снах. Это - своеобразная игра, в которой мы проводим имитацию, или моделирование и оценку принимаемых мысленно решений.

Игра - это способ большего или меньшего отключения человека от реального контекста его повседневной деятельности, от обыденного, привычного, упорядоченного течения жизни, а также от прошлого опыта, с его предрассудками, предвзятыми устоявшимися суждениями. В результате такого отключения жизнь в игре воспринимается в своей целостности и непосредственности, в свободе от реального риска, но, главное, человек при этом должен полагаться только на свои собственные творческие силы.

Игра захватывает человека, требует от него незамедлительных действий, вызывает активизацию всех способностей. Вот почему в игре у человека в большей степени пробуждается способность к творчеству, а усвоение учебного материала происходит эффективнее.

Существует много типов игр. Нас в большей степени интересуют деловые и ролевые игры, когда участники игры должны принять на себя определенную должность или роль. Игра не проходит для играющего бесследно: принятие на себя какой-то роли развивает ее носителя за счет рефлексии своего поведения в определенной социальной роли, например, директора, мастера, снабженца, новатора, консерватора и т.п.

Основное назначение деловых игр - научить выполнению должностных функций, разбираться в сложившейся ситуации и принимать правильные решения. Часто деловые игры применяют после теоретических занятий с целью предоставить слушателям возможность на своем опыте убедиться в целесообразности применения полученных новых знаний на практике.

Ролевые игры предназначены для совершенствования навыков межличностного общения: умения слушать, задавать вопросы, сопереживать, отвечать на вопросы, выступать на совещаниях и т.п.

Какое значение игра может иметь для вас лично? Игра может помочь вам сбалансировать свое состояние. Например, вам часто приходится страдать из-за своей чрезмерной мягкости, уступчиво и доверчивости, которые никак не можете преодолеть. В игре вам намного легче, чем в жизни, себя попробовать в роли твердого, непреклонного, неуступчивого, готового контролировать других человека. В зависимости от реакций и отзывов окружающих, вы сможете сделать вывод полностью отвергнуть какую-то манеру твердого поведения, а какую-то, приемлемую для окружающих, принять на вооружение или только для особых случаев или для решения повседневных задач (Учтите, человек во многом ведет себя так, как ему разрешили окружающие).

В такой же степени игра может помочь вам, если вам приходится страдать от собственной чрезмерной неуступчивости, упрямства, грубости. По окончании игры у вас остается приятная уверенность в себе и повышается ваша самооценка в том, что вы способны стать твердым или мягким, если только захотите, что у вас есть способность преодолевать себя, есть способность к развитию, что вы не закоснели, что вы гибкий человек.

Игра может стать вашим зеркалом, помочь советом. В некоторых играх, где вы можете предложить играющим свои проблемы для решения, вы можете увидеть со стороны то, что ранее вами не замечалось в подходе к решению проблем, как вы проблемы ошибочно или недостаточно эффективно решаете или что-то в них не замечаете вовсе. Подчас вы можете открыть для себя новые способы их решения.

Игра может помочь вам повысить способность к различению видимости и реальности, полуправды и правды. Например, в управленческой жизни вы нередко попадаете в искусственные, псевдореальные ситуации, которые создаются в результате чьих-то заблуждений, ошибок или по чьему-то умыслу, в результате манипулирования вами.

При руководстве людьми важно уметь различать действительно объективные трудности от выдаваемых за таковые. Игры дадут вам почувствовать грань между ирреальной, искусственной, по сути, игровой ситуацией в вашей жизни, выявить ее неадекватные жизни правила, с одной стороны, и истинной ситуацией без всяких условностей, "тумана" и приукрашивания или воображаемых “ужасов”.

Люди, впервые вступившие в игру, напоминают слепых котят, которые тычутся в разные стороны и никак не могут избрать определенное направление, или ищут, нет ли здесь подвоха со стороны организатора игр. Представленные выше и ниже сведения об игре нужны для того, чтобы знать, что вы можете получить от игры. Это - обучение, перевоплощение, опробование нового для вас стиля поведения, самоизменение, познание себя и других. Игра доставит вам эмоциональную разрядку, подчас отдых от всего привычного и, наконец, удовольствие от самого процесса игры. Однако следует предупредить, что получение всего этого в игре не гарантировано: часто получаешь не то, что ожидаешь - это почти всегда неожиданная польза. Все зависит от вашей активности.

Обратите внимание на ваш личный подход к играм вообще. Не нуждается ли он в пересмотре?

Кто из нас ни оказывался в недоумении, когда видел, как люди увлекаются играми. Например, проводят за шашками и шахматами долгие часы ("Как это можно попусту тратить дорогое время?"), играют в "непонятно чем привлекательные" игры - футбол, хоккей и регби ("Это грубо, неинтеллектуально") или принимают участие в играх массовика-затейника “Бег в мешках” или еще “Кто быстрее из двух пар” (один человек с завязанными глазами должен накормить киселем своего партнера в фартуке с завязанными руками и привязанного к стулу) - "Это уж ниже моего достоинства!" Надо сказать, что эти чувства, возможно, вызваны нежеланием сменить позицию стороннего наблюдателя на позицию активного участника. Если кому-либо из вас приходилось, пребывая в таком скептическом состоянии духа, изменять его из любопытства или “потехи ради” или “на спор”, то эти "примитивные" игры неожиданно для вас представали в совершенно ином свете. Однако изредка попадаются люди, действительно не способные играть, и лучше их оставить в покое, не травмировать. Обычно, даже скептики после нескольких игр начинают улавливать, что от ролевых и деловых игр они получают некий опыт, причем немаловажный, да еще такой, какой трудно получить каким-либо иным способом. Причем совершенно безопасно. Отношение к игре постепенно приобретает положительную эмоциональную окраску, игра приобретает черты уникальности, незаменимости. Именно такое положительное отношение к игре как ценности, наравне с трудом и учебой, признается психологами как желательное времяпрепровождение для каждого человека.

Когда человек в ходе обучения встречается с ролевыми и деловыми играми, то обычно вначале ему трудно преодолеть условность, кажущуюся несерьезность этих игр, особенно, если вы сразу приняли позицию стороннего наблюдателя. Рекомендуем усилием воли преодолеть недоверие и вступить в игру, принять ее условность (согласиться с ней), строго соблюдать ее правила и одновременно не ограничивать себя ни в чем, что не оговорено правилами и контекстом игры, что довольно приятно.

Организатор игры (или преподаватель) объявляет: “Игра идет!”. Вам описывают условия игры, а затем нужно начинать игру. Всем бывает трудно сделать первый шаг. Это шаг может быть выбран вами случайно, по жребию (орел или решка). Важно начать действовать.

Некоторые, не вступившие в игру, утешают себя тем, что хотя не играют, но и другим не мешают. Это слабое утешение. Вы приобретаете спокойствие, но это ваше самоутешение ничто иное, как самообман и самоослабение, так как только через разрешение новой трудной игровой ситуации могут быть развиты ваши способности и сформированы новые знания, которые усилили бы вас как специалиста.

Некоторые проявляют недовольство и пытаются обвинить преподавателя в том, что он не в состоянии логично объяснить им за пять минут то, что они получат в игре, протекающей от получаса до нескольких часов, а иногда и дней. Этим самым вы пребываете в заблуждении, так как от собственных действий и принятых решений в игре каждый человек получает что-то специфически индивидуальное и намного больше, чем в состоянии объяснить самый лучший организатор или знаток игры.

В игре можно использовать, по крайней мере, три стратегии:

а) попытаться сориентироваться в ситуации, например, отыскать в своей памяти похожую ситуацию, т.е. подойти к ситуации так, как будто вы уже были в подобной ситуации, и провести некоторые опробовающие действия, их результат покажет вам насколько адекватно ваше представление об игровой ситуации;

б) попытаться действовать сразу без особой ориентировки - это проведение своеобразной разведки боем, в которой проверяются условия с помощью действий по изменению условий;

в) попытаться сразу поставить перед собой цель и приступить последовательно к ее достижению.

В игре следует действовать по возможности быстро, чрезмерно долгие размышления в игре считаются неприемлемыми (“Больше года не думай”).

Можно сформулировать принцип полезности любой игры - допуская ошибки, проигрываешь в игре, но выигрываешь в жизни, приобретая опыт ошибок.

Выигрыш в игре часто означает, что вы поняли и раскрыли замысел игры или он был вам известен по прошлому опыту. Это, безусловно, свидетельствует о вашей хорошей подготовке, что ваши познавательные способности находятся на довольно высоком, но несколько стандартном уровне. Таким образам, еще неизвестно, что полезнее в игре - выиграть или проиграть.

Следует знать, что преподаватель только организует процесс игры, а учитесь в ней вы сами и во многом тому, чему вы научитесь вы обязаны себе - каждый берет от игры то, что ему не хватает.

Некоторые ведут себя в игре, как в жизни, иначе говоря, живут в игре. Такое поведение не противопоказано и даже весьма полезно для вас в том отношении, что после игры вы сможете составить мнение о том, как окружающие в игровых условиях воспринимают ваше реальное поведение, если это вам нужно и интересно. Однако, если такая линия поведения является постоянной, то это вероятнее всего, означает, что вы недостаточно осознаете многих возможностей временно поменять поведение. Эти возможности вам открыты и их вам позволяет опробовать игра.

Гораздо полезнее, если игра будет вами рассматриваться как полигон для испытания новых возможностей поведения, среди которых вы можете испробовать и свое обычное поведение.

Для сравнения отметьте, что устраивать не из игры, а из трудовой жизни - полигон - это всегда в большей или меньшей степени обманывать других или несерьезно вести себя, быть необязательным, лживым, искусственным, в общем, несколько аморальным.

Подытожим и обобщим кратко сказанное выше белым стихом о жизни и играх.

В жизни жить - традиции хранить

В жизнь играть - новые возможности открывать

В игры играть - навыки развивать

В играх играть - беспредельные правила выявлять.

Жить в игре - заблуждаться

В жизни играть - обманывать и самообольщаться

Вернуться к оглавлению

Используются технологии uCoz