ПЕРМАНЕНТНОЕ
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА БАЗЕ СИСТЕМНЫХ
КАТЕГОРИЙ
Б. В.САЗОНОВ
СИСТЕМОМЫСЛЕДЕЯТКЛЬНОСТНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРOBAНИЯ СИСТЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Наиболее
простой и очевидной характеристикой системного подхода, с нашей точки зрения,
является использование системных категорий в процессах мышления, решающего
исследовательские или конструкторские задачи. В этой статье сделана попытка
поставить системные проблемы и при их решении использовать системные категории
на материале проектирования системы общественного обслуживания городского
населения.
Ориентация на
проектирование не отдельных учреждений, а именно системы обслуживания, т. е.
определенной целостности, состоящей из сетей так или иначе специализированных
учреждений, специфична для социалистического градостроительства. Критерием
целостности при этом выдвигается полнота удовлетворения потребностей населения,
т. е. удовлетворение многих разных потребностей и, как часто утверждают, во
всем их объеме. Однако с традиционной точки зрения этот критерий не является
сферой профессиональной компетенции архитекторов. Перед архитектором,
следовательно, встает альтернатива: либо отдать оценку своего труда «на
сторону», что означает иа доле стать исполнителем чужих заданий, либо измениться,
расширить смысл и содержание своей профессиональности до постановки и решения
социальных задач. Оба варианта уже разыгрывались в архитектурном сознании и
проверялись в проектной практике. И оба натолкнулись па трудности. Первый
случай может быть выражен в требовании гипотетического архитектора: «Пусть
представители социального знания определят потребности и скажут, что нам
делать». Сложность здесь в невыполнимости данного пожелания, поскольку потребность
не есть нечто данное, она формируется и развивается. Архитектор, творя
материальную пространственную среду обитания, среди прочего творит и
потребности, задает возможности их удовлетворения. Он активное действующее
лицо и не может возложить свою ответственность па других.
Во втором
случае архитектор смело берет на себя задачу жизнестроительства, но зачастую
попадает под огонь научной и идеологической критики (ср. критику советского
конструктивизма 30-х годов за социальный утопизм и поверхностность).
Очевидно, социальное творчество должно иметь, научный фундамент, однако вся
профессиональная практика архитектора существует вне связи с гуманитарными
науками.
При
этом мышление архитектора имеет — если осуществляется — яркую системную
окраску: оно не есть простой переход от одного вопроса к другому. Решение
каждого из этих шагов-вопросов может повлиять на судьбу остальных.. Употребляя
системную терминологию, можно сказать, что. решаемые вопросы являются
элементами целостной мыслительной структуры и процесс мышления есть сложное
движение по этой структуре. Сложность деятельности градостроителя,
специализирующегося на сетях обслуживания» заключается также в том, что он не
только «привязывается» к готовым структурам города (размещает учреждения с учетом
мест приложения труда и жилища, а также транспортных коммуникаций), но также
определяет все целое — элемент городской застройки влияет на другие элементы
целого и па все целое.
Как
же на практике осуществляет градостроитель системное мышление, справляется с
перечисленными задачами? Фактически никак, поскольку действует не столько
мысля, сколько по образцу (воспроизводя готовые удачные решения) и по готовым
методическим правилам и нормативам. В соответствующих сборниках строительных
норм и правил (СНИП) он находит готовые типы учреждений, рассчитывает их
вместимость посредством простейших арифметических действий, получая готовые
формулы связи количества городских жителей и вместимости учреждений (места или
площади па 1000 жителей), размещает эти учреждения сообразно четким указаниям
на этот счет.
Предполагается,
следовательно, что сложную мыслительную работу проделал тот, кто составил эти
правила и нормативы. Однако это предположение приходится отбросить. Для этого
нет необходимости анализировать тексты теоретиков и методистов архитектуры.
Проще показать, что мыслительные единицы и модели, которыми они оперируют, в
принципе не способны решать поставленные задачи, в частности задачу выражать и
учитывать потребности населения.
Исходными
единицами, которыми оперирует архитектурное сознание, являются типы
учреждений. Каждый тип
имеет отличительные
архитектурные черты и выражает, как часто думают, вполне определенные
потребности населения. К числу основных типов относятся: учреждения по продаже
промышленных товаров (универмаги, промтоварные магазины), магазины
продовольственных товаров, предприятия общественного питания (столовые, кафе,
рестораны), зрелищные учреждения (кинотеатры, театры, концертные лалы),
спортивные сооружения (стадионы, бассейны), культурные центры (клубы, дворцы
культуры) и многие другие. Мы утверждаем, что все эти типы — взятые более или
менее дробно — выражают прежде всего по потребности человека, а технологию
протекающих в них процессов. По существует «потребности в кинотеатрах» как
чего-то целостного и социально осмысленного. Социологи знают, что одни люди
идут в кинотеатр, чтобы посмотреть знакомого артиста, другие — чтобы заполнить
свободное время, третьи — чтобы познакомиться. Объединяет их только то, что все
они сидят в темном зале и смотрят на бегущие па экране изображения. Реально эти
разные потребности можно удовлетворить другими, зачастую более эффективными и
дешевыми, но, к сожалению, отсутствующими средствами. Так, функцию знакомства
для определенной части населения легко берут на себя танцевальные площадки или дискотеки,
а заполнить время можно игрой на биллиарде пли посещением выставки. Точно так
же нет абстрактной потребности в вещах или продуктах питания — мы приходим в
магазины либо для того, чтобы восполнить наши обычные запасы, либо чтобы
приготовиться к приему гостей, либо выбрать подарок или просто посмотреть, что
имеется в продаже, и т. тт. Часто name поведение зависит от того,
сколько свободного времени пли денег мы имеем, и именно это, а не «потребность
в товаре такого-то вида» определяет нашу покупку.
Наш тезис можно подтвердить, обратившись к любому из названных типов учреждений обслуживания. Существенно то, что учреждения обслуживания, топологизируемые по технологическому признаку, по релевантны действительности человеческих потребностей — пользуясь такой типологией, мы не можем решить проблему оптимальной организации системы, удовлетворяющей эти потребности: нельзя, например, ответить на вопрос, сколько нужно соответствующих учреждений для оптимального удовлетворения определенных потребностей. В лучшем случае можно зафиксировать удовлетворенность спроса па эти учреждения в данный момент (так, например, обнаружить очереди в кинотеатрах
224
в определенные
временные интервалы) и ставить задачи ликвидации дефицита в спросе. Но такие
решения имеют сугубо временный характер, долгосрочный же прогноз на этой
основе невозможен. Так, в свое время, основываясь на динамике спроса и анализе
зарубежной практики, нормативно планировался многократный рост кинотеатров в
нашей стране. Однако распространение телевидения и перераспределение досуга в
сторону активных его форм заставило снизить плановую цифру вдвое. Пользуясь
данной типологией, нельзя также рационально ответить на вопрос, где надо размещать
те или иные типы учреждений, какие из учреждений можно и нужно объединять в
комплексы, а для каких это противопоказано.
Фактически
в силу этих недостатков — чувствуемых, по теоретически пе осознанных —
традиционно сложившаяся типология учреждений общественного обслуживания была
дополнена концепцией «ступенчатой системы обслуживания» [I]. В этой концепции
была поставлена задача соотнесения типов учреждений с социальными функциями,
однако решение оказалось неудовлетворительным, в том числе в силу ложности
исходных посылок. Считалось, что общественная жизнь горожан сосредоточена в
жилище, где образуются жилищно-бытовые коммуны (в территориальном выражении —
микрорайоны). Отсюда учреждения «повседневного спроса», на которые
предназначался максимально возможный объем услуг, предлагалось размещать в
центре микрорайонов, с тем чтобы человек не совершал вынужденных поездок за
его пределы; учреждения «периодического спроса» предлагали размещать в центре
жилого района, образованного группой микрорайонов, и лишь учреждения
«эпизодического спроса» допускалось размещать достаточно далеко от жилища, в
системе городского центра. Именно благодаря этой концепции возникли
расползающиеся в пространстве города с удаленными от городской жизни микрорайонами,
маломощными магазинами, пустующими крупными кинотеатрами и столовыми.
Данная
концепция подверглась основательной критике со стороны социологов, исследования
которых показали высокую пространственную мобильность человека в городе,
связанную со сменой занятий и ролей. Однако, утеряв социально-теоретическое
обоснование, эта концепция осталась в проектной практике: по-прежнему город
проектируют по микрорайонам, внутри которых размещают учреждения повседневного
спроса, и выносят за их пределы предприятия периодического и эпизодического
спроса (пожалуй, измени-
225 |
лось лишь то,
что учреждения обслуживания из центров жилой застройки были вынесены на
магистрали). Сохранилась данная концепция, в частности, потому, что она не
противостоит традиционной эмпирической «типологии» учреждений обслуживания:
внутри каждого из названных выше типов группировались все те же продмаги,
промтоварные магазины, танцплощадки, столовые и т. п. Сегодня сложившиеся
таким образом синкретические принципы проектирования оправдывают не
социальными задачами, а «удобством» для потребителя [2].
Принципиальная
невозможность решать задачи социального развития городов с помощью описанных
градостроительных представлений приводит к такому любопытному явлению, как
создание идеальных (оптимальных) моделей систем городского обслуживания,
приуроченных к определенному будущему, и постоянная коррекция этих идеальных
моделей. Модели эти существуют как в виде оптимальных нормативов учреждений
каждого типа в расчете на 1000 жителей (площадь магазинов, число мест в
кинотеатрах, предприятиях общественного питания и т. п.), так и в виде
генеральных планов городов. Известно, что как нормативы, так и генеральные
планы городов регулярно пересматриваются. Мышление в идеальных финальных
образах, постоянно разрушаемых жизнью, подменяет анализ наличных проблем и
принятие стратегических решений. Проблемы же всегда конкретны, связаны со
специфическими условиями существования каждого города. Эти проблемы не только
не решаются, но даже не могут быть адекватно поставлены в существующих
средствах градостроительного мышления, вместо анализа ситуации рисуется
обобщенное идеальное состояние, город «вообще». Именно поэтому мы видим города-близнецы,
унылое единообразие застройки, удивительное в условиях географического,
экономического, культурно-исторического и национального разнообразия
(представленную выше критику, см. подробнее в [3]).
Резюмируя,
отметим, что содержательные проблемы градостроительного проектирования систем
обслуживания оказываются проблемами проектировочной деятельности, проектного
мышления и тех средств, которые используются в этом мышлении и этой
деятельности. В первом приближении системная проблема состоит в соотнесении
определенных материально-пространственных структур города со структурами
общественных потребностей. При более внимательном взгляде она оказывается
проблемой взаимозависимости решений и результатов исследований как минимум
226
двух
профессионалов: градостроителя и социолога. Анализ же этих проблем показывает,
что средства одной профессиональной деятельности (градостроительной) в силу
исторических традиций нерелевантны задачам, которые ставятся другим
профессионалом (скажем, социологом). Задача, следовательно, или направление
решения системных проблем состоит в соорганизации профессионально разнородных,
но включенных в один управленческий контекст деятельностей, в перестройке и
связывании их мыслительных процессов (методы, средства решения задач, модели и
т. д.) и структур знания. В частности, надлежит отказаться от
абстрактно-финалистского способа решения проблем и перейти к управлению процессами
развития городами с учетом специфики времени и места. Попыткой решения прежде
всего этих проблем было создание «функциональной» системы общественного
обслуживания населения. Суть ее с точки зрения системных категорий заключается
в том, что проектирование последовательно переходит от представления системы обслуживания
как функциональной структуры к морфологической и далее к материальной
структуре. При разработке каждого из этих слоев представлений специфически
решается проблема связи архитектурной и других профессиональных
деятельностей, мыслительных процессов и знаний. Такое проектирование
оказывается перманентным, поскольку оно позволяет осуществлять процесс
постоянного анализа проблем в каждом пространственном ареале и решать их в
свете принятой для данного места стратегии и относительно стабильных целевых
установок.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМНЫХ КАТЕГОРИЯ
Исходной
задачей при создании функциональной системы общественного обслуживания (ФСО)
было построение типологии учреждений обслуживания, релевантной социальной
действительности — действительности потребностей, индивидуального и группового
поведения, т. е. всего того, что может являться предметом анализа и воздействия
в управлении развитием городского общественного организма. Для этого тип
должен выражать не технологические характеристики деятельности, а определенные социальные функции.
Методологический
смысл этого тезиса состоит в том, что в структуре каждый элемент определяется
не столько материалом, сколько своим функциональным местом и один и
227 |
|
тот же
материал может выполнять противоположные или как минимум различные функции.
Соответственно конструирование системы должно начинаться с задания структуры
функций, а не материала заполнения функциональных мест. (Мы уже
проиллюстрировали этот тезис на примере кинотеатра, в котором к одной
«зрелищной» технологии привязано множество разнообразных социальных функций.)
Поскольку функциональную характеристику каждый тип архитектурного учреждения
должен был получить по отношению к социальной действительности города, встала
задача описать эту действительность как нечто целостное и полное, что было бы
предпосылкой целостности и полноты самой системы обслуживания. Полагая, что
главной целью обслуживания является человек, участвующий в различных сферах
жизнедеятельности, авторы ФСО 1 приняли вполне традиционное
разделение по этим сферам: производство, быт, культура и социальное общение.
Проблема
— существенная для методологии системного исследования и его практических
приложений — возникла на следующем шаге. Мы выделили две системы (сферы жизнедеятельности
горожанина и учреждения, призванные их обслуживать), которые связаны отношением
определенного изоморфизма и соподчинения. Первая система дана как некоторая
реальность во всех своих определениях: сферы не только функционально заданы
друг по отношению к другу, но и наполнены разнообразным материалом, содержанием
— теми процессами, которые в них протекают и могут быть описаны, измерены и
оценены. Вторая система еще только конструируется, и известно, что ее элементы
должны приобрести функциональные определения за счет сопоставления с первой.
Здесь все на грани парадокса. Прежде всего мы говорим о двух системах, тогда
как если система сфер жизнедеятельности мыслится в качестве реальности, то в
нее попадает все, относящееся в том числе к системе обслуживания, и,
следовательно, проблематично выделение этой второй системы. Оправданием
противопоставлению может служить то, что система обслуживания полагается не как
данная, а как конструируемая, т. е. отличная от той, что есть и присутствует в
реальности сфер жизнедеятельности. Но в этом случае возникает вопрос, как же
можно сконструировать нечто новое, черпая его функции из соотнесения со старым
и требующим реконструкции? Короче говоря, каким
х В
разработке «функциональной» системы приняли участие также И. Р. Федосеева, М.
А. Орлов, А. Г. Раппапорт.
228
образом можно построить
функциональные определения элементов новой системы?
Наиболее
простым, казалось бы, способом является прямое отождествление названий сфер
жизнедеятельности и функций элементов системы (тем самым ликвидируется основной
недостаток традиционного представления о сетях обслуживания и обеспечивается
релевантность градостроительного языка задачам общественного управления).
Однако этот ход мало что дает архитектору. Если это чисто функциональные
определения, то как от них переходить к какому-либо заполнению элементов
материалом, как материально выразить связи между ними, какова структура этой
системы как целого? Если же это не просто указание функции, по и разрешение
обращаться ко всему богатству действительности этих сфер, то в чем же будет
новизна построяемой системы? Где критерий, который позволяет в анализе сфер
отличить консервативное от передового и взять именно последнее? И можно ли
сводить конструирование новой системы к переносу пусть передового, но уже
имеющегося опыта?
Решение
проблемы состояло в том, что функция, функциональное определение элемента ФСО
были поняты не как дематериализация некоторого элемента (скажем, определенной
сферы жизнедеятельности), отказ от всяческого его наполнения и удержания
функционального смысла, значимости по отношению к системе в целом, а в
контексте целевой установки проектировщика и всех тех, кто связан с ним деятельностью
по управлению социальным развитием города. Именно во введении целевых
установок, ценностных моментов состоит, с нашей точки зрения, специфика
применения системного подхода в деятельности конструктивного типа в
противоположность исследовательской деятельности. Типология элементов
конструируемой системы — а типология является универсальной процедурой для
системного подхода, поскольку всякое взаимное определение элементов является не
чем иным, как типологией,— основана не на исследовании некоторой
действительности, а на выявлении целевой установки и ее дальнейшем особом
употреблении.
Данный
тезис может показаться банальным, особенно тем, кто имеет дело с
конструированием технических систем. Но он совершенно небанален в ситуации,
когда один профессионал должен сконструировать систему, в которой функциональные
определения элементов должны быть соотнесены с представлениями другого
профессионала. Сложность этой проблемы видна из того, что, даже зная, что нужно
исходить из целевой установки, более того, зная эту установку, очень
229
трудно перейти
в условиях разнопрофессиональных представлений к функциональному определению
элементов и заданию функциональной структуры в целом.
В
качестве целевой установки был принят тезис о необходимости совершенствовать
структуру и обогащать содержание культурных процессов и процессов общения 2.
Эта целевая установка прямо связана с выделенной нами системой сфер
жизнедеятельности и могла быть прочитана как тенденция увеличения удельного
веса сфер культуры и социального общения.
Итак,
были даны структура действительности, над решением задач которой должна
работать ФСО, и сами задачи в их наиболее обобщенной форме. Но отсюда не
дедуцировались функциональные элементы и структура системы!
Содержательно
дальнейшая работа состояла в критическом анализе деятельности, которую
вынужден совершать современный горожанин. Среди соответствующих процессов были
выделены два вида: 1) необходимые для жизни, существенные по своим
результатам, но не имеющие социально-культурной значимости в современном
урбанистическом обществе (ср.: «походы» в магазин или выстаивание очередей);
2) те, где
собственно процесс обслуживания несет ведущую социально-культурную нагрузку
(ср.: просмотр спектакля или беседа с друзьями). В свете принятой целевой
установки очевидно, что имеет смысл минимизировать время и усилия,
затрачиваемые на процессы первого вида вплоть до их полной ликвидации
(доставка продуктов на дом), и увеличивать время, комфортность и
содержательность по отношению к процессам второго вида. В переводе на язык
учреждений это означало выделение it противопоставление двух основных (функционально
определенных!) типов учреждений обслуживания: «стандартных», призванных
минимизировать время и усилия потребителя при одновременном наращивании результатов
соответствующих услуг, и «нестандартных», растущих по объему и содержанию
своих процессов. Конкретное — материальное, технологическое наполнение этих типов
определяется условиями места и времени, причем один и тот же материал (технология
услуги) может попадать в учреждения разного тина, приобретая тем самым разные
функции.
Функциональное определение и назначение этих типов
2
Сегодня, в частности, проблема не столько в недостатке свободного времени,
сколько в неумении его использовать, отсутствии организационных (и
интериоризированных людьми в качестве способностей) средств для этого.
230
подсказывают
принципы размещения их в структуре (процессе) жизнедеятельности человека и
структуре современного города. Стандартные учреждения для минимизации времени
потребителя желательно делать «попутными» по отношению к его основной
деятельности как по времени, так и по месту ее осуществления. Например,
магазины стандартного обслуживания надо размещать на транспортных магистралях,
так чтобы они оказались по пути домой с работы или иного места. Соответственно
нестандартные учреждения, тем более их комплексы, могут образовывать центры
собственного тяготения в городе, быть «специальными», основными по
деятельности и, притягивая к себе население, не только располагаться на
готовых транспортных магистралях, но и образовывать новые.
Учреждения
нестандартного обслуживания, в свою очередь, были разбиты на два типа, теперь
уже напрямую соотнесенные с выделенными сферами жизнедеятельности:
«студии», в которых
осуществляется та или иная культурная деятельность, и «клубы», главной целью
которых является организация общения между людьми. Здесь важным оказывается
разделение культурной деятельности как таковой на форму и содержание. Для
учреждений первого типа культурная деятельность существенна в обеих ее составляющих,
и тот, кого интересует живопись, будь он творец или ценитель, не станет с той
же легкостью заниматься драмой. Для общения же технология деятельности есть
лишь повод, ее также надо освоить, но, будучи освоенной, она является
безразличной к решению личностных задач в ситуации группового поведения. Если в
первом случае технология деятельности существенна и не может быть заменена на
другую, то во втором она легко варьируется. Этот тезис справедлив и для тех
деятельностей, которые не относят традиционно к культурным. Скажем, плавание
может быть спортом, но можно плавать в бассейне и для развлечения, заменяя
бассейн по сезону лыжной прогулкой или походом в кино. Таким образом,
технологически одно и то же учреждение обслуживания может оказаться полифункциональным,
выполняя одновременно или последовательно разные функции.
Вернемся
к категориальной системодеятельностной трактовке типологической процедуры 3.
Для создания функциональной структуры учреждений обслуживания, соотнесен-
s Методология близкой схемы
работы с системными категориями была развита в работах Г. П. Щедровицкого (см.,
в частности, [4]).
231
ной со сферами
жизнедеятельности и ориентированной на решение социально-культурных задач, нам
пришлось обратиться к анализу процессов, реально протекающих в этих сферах.
При этом мы приняли к рассмотрению не все процессы, а только те, которые имеют
место в области общественного обслуживания, выделив их по материалу средп остальных.
Анализ этих процессов включал в себя их оценку с точки зрения нашей целевой
установки. В принципе оценка могла быть самой разнообразной, но мы выделили
только организационный аспект и более узко — время, затрачиваемое потребителем
в сфере обслуживания. Вызвано это было тем, что в конечном счете нашим
инструментарием, воздействующим на эти процессы, является
архитектурно-материальная среда, т. е. лишь один из моментов организации
деятельности. (Скажем, если бы мы исходили из педагогической деятельности, то
имели бы иные инструменты воздействия па деятельность и нас интересовали бы
иные ее аспекты.) После оценки была предложена новая группировка этих
процессов, позволяющая проводить специфические целенаправленные воздействия на
каждую из групп процессов. Иными словами, группировка, типологизация прямо
связывались с дальнейшим конструктивным преобразованием процессов обслуживания
в контексте задач социального управления. Система обслуживания, определенная
через исходные функциональные расчленения, приобрела динамическую окраску,
причем направления развития были заданы в самом общем виде — через тип
решаемой задачи, а не ее конкретную постановку.
Заданная
исходная функциональная структура может быть детализирована далее как угодно
дробно. Сделать это можно на абстрактном уровне, рассматривая систему обслуживания
как таковую, без привязки к конкретному городу в конкретное время. Для этого
необходимо продолжить анализ, оценку и разработку предложений по перестройке
тех процессов, которые протекают в сферах жизнедеятельности, в свете принятых
ценностных установок и тех конструктивных предложений, которые были сделаны на
первых шагах. Так, например, можно дифференцировать клубные учреждения за счет
выяснения механизмов формирования и функционирования процессов социального
взаимодействия тех, кто в них участвует. Скажем, группы общения могут
формироваться в учреждениях обслуживания (из одиночек или тех же групп), а
могут приходить в них уже готовыми, меняющими лишь форму деятельности; группы
могут быть однородными по возрасту, полу, профессиональным
232
занятиям и неоднородными —
все такие характеристики могут быть учтены и стать типообразующими для учреждений
обслуживания. Соответственно студии могут дифференцироваться по своим
технологическим характеристикам.
Такая
дифференциация позволяет функциональной
структуре расти количественно, за счет увеличения числа элементов. Собственно
структурная организация этих элементов остается открытой — хотя некоторая
упорядоченность иерархического плана появляется за счет того, что мы
осуществляем дихотомические или близкие к ним процедуры по отношению к ранее
сконструированным типам (так, студии можно разделить на художественные,
хореографические и т. д., клубы — на профессиональные и по интересам). Вопрос
о структурной целостности и полноте системы должен опять-таки решаться за счет
уточнения целевой установки. В нашем случае это развитие социокультурной
деятельности человека, освоение им готовых форм соответствующей деятельности и
творение новых. Задача учреждений обслуживания, следовательно,— удовлетворять
имеющиеся потребности и создавать новые, требующие перехода к новой
деятельности, которая, как правило, осуществляется в других учреждениях.
Требование к системе общественного обслуживания — создавать такие «зоны
ближайшего развития» (термин Л. С. Выготского) и давать средства, которые бы
могли реализовать эти потенции: «разрывы» в системе между элементами
различного уровня сложности становятся тормозом для развития многих.
После
определенной проработки системы на уровне функциональной структуры следует
переходить к морфологической структуре — результату «наложения» этой функциональной
структуры на пространственно-временную ткань конкретного города.
Пространственную — поскольку в нем уже сложились места проживания и работы,
транспортные магистрали и зоны обслуживания. Временную — поскольку задан
определенный ритм жизни различных групп горожан и необходимо вписаться в его
структуру. Наложение не является пассивным, поскольку система обслуживания не
только должна приспособиться к
пространственно-временным структурам, но и перестраивать их в соответствии со
своими целевыми установками.
Здесь,
на связи социологической и архитектурной действительности, возникает ряд
проблем. Прежде всего это выделение групп населения, временная структура их
жизнедеятельности, их месторасположения в различное время (реальное и
потенциальное). Сообразно с этими группами и
233
пространственно-временными
характеристиками их деятельности должно быть намочено размещение разных типов
учреждений с учетом полноты и целостности системы обслуживания. Эти процедуры
взаимосвязаны, поскольку и процессе размещения и уточнения типов учреждений
продолжают развертываться представления о группах населения и их деятельности.
Особый круг задач возникает и связи с тем, что одно и то же с
материально-технологической точки зрения сооружение может выполнять ряд
функций: быть и стандартным и нестандартным, быть и студией и клубом — в одно и
то же или в разное время, для одних и тех же или для разных видов групп. Такая
полифункцпональность должна приветствоваться, поскольку она позволяет резко
сократить число сооружений, уплотнить и разнообразить их социальную жизнь. При
этом открывается интереснейшая задача поиска таких технологий деятельности и
такой организации этих технологий, которые бы позволили реализовать максимум
функций, взаимно усилить функции за счет их сближения и т. п. Тонкости, которые
становятся здесь существенными, лежат в самых разных областях. К примеру,
проектируя спортивные «студии»-школы, надо учитывать различные психофизические
характеристики людей (а не только включённость видов спорта в олимпийскую
программу).
Очевидно,
что подобное проектирование сетей обслуживания, учитывающее множество
социокультурных параметров и творящее самые разнообразные полифункциональные и
зачастую уникальные в конечном исполнении «типы» сооружений, резко отличается
от традиционной задачи — разместить в застройке но простейшим правилам
несколько стандартизированных учреждений, рассчитанных па абстрактную тысячу
жителей. Оно предполагает и более высокую квалификацию проектировщиков, и
тесный их контакт (совместное проектирование) со специалистами многих дисциплин
о человеке, и использование ЭВМ (последовательность рекурсивных процедур,
накладывающих деятельность разных групп населения в ее
пространственно-временных характеристиках на размещаемые в пространстве города
и меняемые комплексы технологий деятельности).
Завершает
работу слой материальных структур — когда технологии деятельности рассматриваются
не со стороны совмещаемых функциональных значений, а как реализуемые в
конструкциях и интерьерах. Архитекторы, инженеры и снова специалисты по
человеку — таков круг сотрудничающих здесь профессионалов.
234
Подводя итог, отметим два момента. Во-первых, проблему связи
архитектора и других профессионалов, и в частности проблему релевантности
знаний архитектора и результатов его деятельности социальным задачам. Она
решается при условии перестройки основных понятий архитектора, придания им
социального смысла, а также последовательной организации процесса
проектирования с непременным участием представителей различных профессий.
Существенно, что все они занимаются не только исследовательской, но и
«конструктивной» работой. Построение новых, «межпрофессиональных» понятий и
нового процесса проектирования базируется на организации мышления и
взаимодействия профессионалов с помощью системных категорий. Короче говоря,
решение этой проблемы осуществляется посредством системной организации
деятельности.
Во-вторых, подчеркнем, что
идеальные или оптимальные на определенный прогнозируемый отрезок времени модели
города (финальное проектирование) неудовлетворительны как средство его
развития. Системно организованное проектирование должно быть перманентным. Оно
не имеет финального идеального представления — заданного в типах, нормативах и
правилах размещения. Его исходная точка — это широкие социальные цели, проблемы
и задачи, которые необходимо решать, внедрение процедурами типологического
построения и, возможно, исходные (функциональные) типологические конструкции.
Конкретное же решение каждый раз создается заново, с учетом исторических и
культурных традиций, вновь поставленных проблем, ресурсных возможностей на
определенный период времени, общих стратегических решений в данном регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Градов Г. А. Город
и быт. М.: Стройиздат, 1968. 264 с.
2. Основы советского
градостроительства. М.: Стройиздат, 1966. Т. 1. 416 с.
3. Сазонов В. В.
Методологические проблемы в развитии теории и методики градостроительного
проектирования.— В кн.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в
проектировании. М.:
Стройиздат, 1975, с. 212—298.
4. Щедровицкий Г. П.
Исходные представления и категориальные средства теории деятельности.— В кн.:
Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М.:
Стройиздат, 1975, с. 72-177.