Б.В. Сазонов

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОНСОЛИДАЦИИ:

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ[1]

 

В статье продолжено обсуждение механизмов общественной консолидации в рамках деятельностной парадигмы. Главной темой является использование общественным лидером институциональных структур при создании тех или иных консолидаций, которые, в свою очередь, выступают одним из орудий в реализации его стратегии. Эмпирическим материалом послужила деятельность лидеров одного из московских профсоюзов по формированию стратегии в новых условиях и способах консолидации своих членов в контексте реализации этой стратегии. Консолидирующий потенциал профсоюза, чьей функцией консолидация является по определению, как оказалось, может быть актуализирован только в том случае, если в основание стратегии положены определенного типа инновации. 

 

В предыдущей работе [1] было показано, что консолидация людей в некоторое сообщество является результатом управленческой деятельности «лидеров консолидации», которые используют сообщество в качестве средства решения собственных задач. В консолидируемом сообществе лидерские задачи трансформируются  в те или иные «естественные» процессы, которые в феноменальном плане выступают факторами консолидации. В работе также было высказано предположение, что успех в этом предприятии зависел от того, насколько эффективно и  широко лидеры консолидации использовали готовые институциональные конструкции. В свете этого была намечена ближайшая задача: в прикладных исследованиях консолидирующей деятельности обратиться к понятиям и методам, центрированным вокруг категории института (в первую очередь социологическим).

Литературный анализ показал крайнюю скудость социологического понятийного аппарата, касающегося собственно категории института, при том что исследования отдельных институтов чрезвычайно многочисленны. (От необходимости разрабатывать парадигматику социального института часто уходят за счет замещения термина «институт» термином «общественная подсистема», как это сделано, к примеру, в одной из классических работ под редакцией Т. Парсонса [2].) Поэтому еще предстоит большая экспериментально-эмпирическая работа, целью которой является развитие соответствующих понятий. Думаю, что если такую экспериментальную, методологическую, по сути дела, работу встроить в контекст прикладных исследований, в частности по проблематике консолидации, то это будет эффективно и для методологии и для практики. 

 Тему консолидации можно, конечно, продолжить, вновь и вновь обращаясь к материалам российской эмиграции. Недостатком такого выбора было бы то, что этот общественный феномен, по крайней мере в наиболее интересных вариантах,  ушел в прошлое. А это исключает столь нужный для продвижении в понятии социального института эксперимент.

Уникальная возможность продолжить исследования консолидирующей деятельности в экспериментальном модусе, включив в них задачу развития  понятия социального института, открылась в связи с заказом на проведение Организационно-деятельностной игры (ОДИ) со стороны  Московского Городского Совета профсоюза работников науки и образования. Тема ОДИ в процессе обсуждения ее с руководством профсоюза была сформулирована следующим образом: «Социально-профессиональные интересы работников сферы образования в конкурентном и меняющемся мире. Формирование профсоюзного лидера нового типа.». В самом общем виде обеспокоенность руководства вызвана необходимостью найти место профсоюза в новой социально-экономической реальности. Очень важно, что руководство решило сделать это вместе с лидерам местных (низовых) профсоюзных организаций, одновременно  помогая каждому из них самоопределиться в новой ситуации в процессе активного коллективного взаимодействия.

 

Организационно-деятельностная игра как никакая другая форма деятельности позволяет решать задачи подобные тем, что поставил заказчик. В ней с помощью организаторов игры создается мыслительная и деятельностная коммуникация участников, в процессе которой они доходят до методологически выверенной  постановки личных и общезначимых проблем, а также находят их решения. Уникальность ОДИ в том, что активная методическая роль организаторов сочетается с высокой степенью самостоятельности участников – проблемы и решения не «продавливаются», а формируются на игре. Свои домашние заготовки организаторы выкладывают перед игрой и в ее процессе в качестве одной из возможных версий – на равных с остальными участниками. (Об ОДИ написано множество текстов, и более подробно о них смотри [3], [4].) Отметим еще одно, важное для нас, свойство ОДИ как специфического способа экспериментально-эмпирического исследования.  ОДИ проводится по весьма жесткой методике, сорганизуя мышление и деятельность участников в пространстве игры ради диагностики какой-то социальной ситуации, ее проблематизации и нахождения путей решения проблем. Т.е. игра экспериментальна в том смысле, что она всегда нацелена на какие-то общественные инновации, призванные решать общезначимые проблемы. Но экспериментальным может быть не только это, внешнее по отношению к пространству игры содержание. Классический вариант ОДИ предполагает, что экспериментом становится пространство самой игры, система отношений между ее участниками, цели и способы их взаимодействия. В таком случае собственно игровой и «внешний» эксперимент теснейшим образом связаны, поскольку каждый из них является способом решения проблем другого. В частности, решение внешних проблем находится за счет того, что моделируются и решаются проблемы, возникающие внутри пространства игры. Наконец, уникальность ОДИ-эксперимента состоит в том, что в качестве внешней проблемы могут приниматься не только сугубо практические, а и теоретические, связанные, скажем, с построением тех или иных понятий. (Последнее достаточно очевидно, если принимать теоретико-деятельностную трактовку понятий и считать, в частности, что понятийная онтологическая схема выступает в нормативной и организующей  функции по отношению к некоторой деятельности [3]. Тогда проблематизация какого-то понятия напрямую связана с проблематизацией определенной области деятельности.) Ранее [1] мы отмечали специфику теоретико-деятельностных схем по отношению к другим, предметным теориям: теоретико-деятельностная реконструкция достаточно жестко организует эмпирический материал, но сохраняет его уникальным, идеографическим, внепредметным и открывает тем самым предметным дисциплинам возможность использовать его в качестве собственного, хорошо упорядоченного материала. Внепредметность и идеографичность сохраняет и полученный на игре экспериментальный материал – все те процессы, которые имеют в ней место. ОДИ, будучи продолжением теоретико-деятельностного подхода, способом освоения СМД-методологией экспериментального исследования, точно также оставляют предметным дисциплинам возможность участвовать в этом эксперименте и интерпретировать его с точки зрения своего предмета. Методология, схематизируя процессы на игре, развивает собственную теоретическую парадигматику – средство организации и реконструкции эмпирического материала в теоретико-деятельностных исследованиях и средство организации процессов на игре.

Данный заказ по множеству пунктов совпадал с моими собственными интересами, связанными с работой по проблематике общественных консолидации и, в частности, институциональных механизмов консолидации.

Действительно, общественной функцией профсоюза «по определению» является консолидация определенных социальных групп – он солидаризирует  трудящихся ради защиты их собственных интересов. Процессы консолидации кажутся здесь не только одним из инструментов в решении лидерских задач, а и исходной целью всех его членов и профсоюза в целом. Поэтому анализ такой системы, тем более эксперимент с нею позволят, вероятно, получить самое развернутое представление о механизмах консолидации.

Далее, профсоюз является разветвленной системой общественных организаций, а также лиц и групп, вовлеченных в их орбиту. Он имеет собственные сервисные службы, включая образовательные и исследовательские, которые в явном виде поддерживают воспроизводство профсоюзной деятельности. Поэтому мы с большой степенью вероятности можем говорить о нем как о социальном институте. Таким образом, мы имеем дело не просто с отдельными процессами консолидации, а со специализированным социальным институтом, функцией которого служит консолидация.

Намечаемая игра была также интересна тем, что она собрала наиболее активных лидеров низовых профсоюзных организаций, на которых, по идее, ложится основная ответственность за процессы консолидации и которые не могут реализовывать свои функции без инициации такой деятельности.

Подытоживая значение данного конкретного заказа в контексте исследований по темам консолидации и институциональных механизмов консолидации отметим следующее. Неверно думать, что работа такого типа является удовлетворением исследовательского интереса за счет заказчика. Как не раз подчеркивалось, практическая эффективность прикладных теоретико-деятельностных исследований и ОД-игр зависит от того, в какой мере в них ставятся и решаются собственно методологические и теоретико-деятельностные проблемы. Простое воспроизводство раз найденных приемов и решений приводит к вырождению этого направления (подобно тому, как уровень элементарной грамотности нельзя поддерживать без активной деятельности университетов).      

 

1. Замысел  и организация работы

ОДИ готовилась и проводилась командой внешних консультантов, при этом Заказчик выступил активным участником всех ее этапов, что позволяет говорить о единой группе ее организаторов[2].   

Контур проблемного поля, намеченного организаторами, выглядит следующим образом.

Новые профсоюзы во многом ушли от модели деятельности советских профсоюзов, которые были элементом  государственной машины и, выполняя функцию предохранительного клапана, осуществляли минимальное перераспределения социальных благ, играли роль своеобразного «собеса». При этом не возникала проблема консолидирующей деятельности профсоюза, поскольку профсоюзу было отведено четкое место внутри прокламированной всеобщей консолидации социалистического общества, которая вылилась в его жесткую тоталитарную организацию. Сегодня профсоюзы в России приблизились к «классической» модели профсоюзной деятельности по защите интересов наемных работников перед лицом работодателя, по превращению этих интересов в законодательно и договорным способом оформленные права. Это прежде всего уровень заработной платы, условия труда, опять же социально-бытовые и культурные запросы. Востребованность профсоюзной защиты подобных интересов-прав умножена тем, что катастрофически упал уровень заработной платы работников всех бюджетных сфер, включая образование, и произошло естественное в этих условиях снижение статуса преподавателя школы и вуза, воспитателя детского сада. Московские профсоюзы работников образования добились относительных, по сравнению со многими регионами России, успехов, прежде всего в школьной и дошкольной областях: налажено конструктивное – в интересах и отрасли и ее работников сотрудничество («партнерство») с городским, окружным и, как правило, управы уровнями администрации, о чем, в частности, свидетельствуют полученные при активной роли профсоюза значительные доплаты московского правительства школьным и дошкольным педагогам.

Казалось бы, есть все основания для того, чтобы формальная, ранее декларированная консолидация трудящихся с помощью профсоюзов приобрела реальное содержание. Однако существует множество симптомов слабости профсоюза, которые ставят под сомнение его способность сегодня, а тем более завтра выразить и защитить интересы работников, используя механизмы солидаризации. Как показывают социологические исследования, многие члены профсоюза не видят в нем серьезную социально-экономическую силу, продолжают рассматривать учрежденческие профорганизации лишь в качестве «собеса», возможности которых резко уменьшаются в связи с изъятием из их ведения средств фонда социального страхования, и не находят для себя пользы от деятельности профорганизаций других уровней. (Характерно, что субсидии учителям считаются подарком московского мэра, а не результатом работы профсоюзов с московским правительством.) По-прежнему низовые профсоюзы могут оцениваться как «карманный» инструмент администрации, что может соответствовать действительности и обусловлено двойственностью положения профсоюзного лидера в образовательном учреждении. Действенность профсоюза в той или иной организации определяется не столько его формальной институциональной ролью, сколько индивидуальными качествами как профсоюзного лидера, так и первого лица в администрации, которое по каким-то соображениям идет навстречу интересам работников и действует в контакте с профсоюзным лидером. В иных же случаях низовая профсоюзная организация может просто отсутствовать, либо не иметь силы для заключения колдоговора или для контроля над его исполнением и для защиты нарушенных прав отдельного работника.

Такой ресурс как «солидарность», в частности, возможность организации коллективных действий в защиту казалось бы общих интересов работников, на практике оказывается трудно реализуемым. Интересы работников, точнее их представления о путях защиты своих интересов могут диаметрально расходиться. Исследования показывают, что если одни (как правило сильные по социально-экономическому потенциалу) предпочитают индивидуальные пути решения конфликтов в организации, вплоть до ухода из нее, то это еще не означает, что другие готовы к коллективным действиям, и тем более таким радикальным как активный протест, забастовка. Среди последних часто распространена патерналистская установка, и надежды связываются с обращением к чувству справедливости у начальника. Парадокс состоит в том, что и с профсоюзом связывают пусть незначительные, но тем не менее патерналистские ожидания, определенную убежденность в том, что профсоюз должен защитить интересы работника, однако собственная «солидаризующая» деятельность не рассматривается этим работником в качестве необходимой предпосылки для защитной деятельности профсоюза.

В качестве лейтмотива игры была принята установка, что преодолеть подобные негативные тенденции может только сильный профсоюз. То есть профсоюз, который умеет понимать, выражать и отстаивать существенные интересы работников на каждом социально-экономическом повороте – как правило, в ситуациях конфликта интересов работников и других социальных субъектов, а также конфликта интересов между самими работниками, поскольку их интересы также могут сталкиваться, и эти конфликты обостряются сегодня, при переходе к рыночной системе. Пути обеспечения даже казалось бы общих, «базовых» интересов также могут быть различны, но важно, что они должны быть приемлемыми для всех участников. Только при этих условиях может быть реализован такой важнейший ресурс профсоюзной работы как «солидарность». И, наконец, активизация деятельности профсоюзов невозможна без появления лидеров нового типа, которые, владея ситуацией и имея  солидарную поддержку, способны занять место среди других субъектов управления социально-экономическими процессами.

Конкретизировать и развить эти направления профсоюзной деятельности, перевести их в конкретные программы конкретных профсоюзных лидеров было поставлено в качестве задачи-максимум намечаемой работы. При этом организаторы отнюдь не собирались умалить деятельность профсоюзов и их лидеров, которые решают насущные задачи борьбы за рост заработной платы, улучшения условий труда и отдыха трудящихся. Мы лишь полагали, что существуют задачи и другого рода, которые можно было бы назвать прогностическими, затрагивающими перспективы различных слоев трудящихся и профсоюзного движения как выразителя их интересов. Что участие в решениях, которые определяют эти перспективы, делает профсоюз сильнее и в достижении сиюминутных целей.   

 

Были намечены и проделаны два этапа работы.

Первый этап – предигровой: выявление общезначимых для работников сферы образования проблем, с которыми они уже столкнулись или в ближайшее время столкнутся в связи с динамикой сферы и которые с высокой степенью вероятности могут попасть в поле зрения профсоюзов. (Когда мы говорим «могут попасть», это означает, что проблемы могут решаться и индивидуально или групповым образом. Однако профсоюз, опираясь на ресурс солидарности, способен взять их на себя и найти принципиально новое, эффективное для всех участников решение. Некоторой аналогией может служить ностальгия российских эмигрантов послереволюционной волны: частное ностальгическое чувство было поднято лидерами эмиграции до фактора общественной консолидации.) Работа консультантов велась за счет анализа литературных источников и интервью с лидерами Московского профсоюза работников науки и образования.

Предварительно был принят ряд посылок, важных для отбора и формулирования проблем. (Формулирование проблемы, как известно, является шагом на пути решения и, в частности, в какой-то мере детерминирует выбор индивидуального или солидарного способа решения.)

Во-первых, динамика общественных изменений, в частности, динамика образовательной сферы такова, что эффективнее работать на опережение, прогнозировать появление проблем и решать их у истоков (чем протестовать постфактум). Тем более, что проблемы возникают не сами собой, но в результате определенных управленческих решений, и для профсоюза важно изначально участвовать в принятии таких решений, отслеживая интересы работников. Примером таких управляемых изменений служат инициированные государственной исполнительной властью  процессы модернизации образования, часто именуемые реформой. Во-вторых, не существует жесткой демаркационной линии между тем, какие интересы работников попадают в «защитное» поле зрения профсоюза, а какие – нет. Это вопрос политики самого профсоюза, учитывающего исторические традиции и общую ситуацию с выражением интересов работников. При этом речь идет не о степени политизации профсоюза (сегодня в России профсоюзы находятся вне политики в том смысле, что не включены в орбиту той или иной партии), а о наличии других общественных организаций, выражающих и защищающих интересы работников и, коли таковые есть, о распределении ролей между ними и, в частности, о специфической роли профсоюза в структуре таких организаций.

В нашу задачу входило обрисовать поле возможных проблем, оставляя за профсоюзными лидерами решение вопроса, что и каким образом  становится специфически профсоюзной проблемой. (Мы полагаем, что такого рода деятельность является важнейшей чертой любого лидерства, в том числе и профсоюзного.) Параллельно анализировалось то, в какой мере намеченные проблемы сферы образования уже стали предметом профсоюзной деятельности – увидены, оценены с точки зрения работников, включены в процессы профсоюзной работы.

Наконец, анализировалась деятельность западных профсоюзов как возможного образца для отечественных профсоюзов.

В качестве второго этапа планировалось проведение ОД-игры (программу игры смотри в Приложении 1). В соответствии с ее принципами  участникам не вменялась готовая точка зрения (консультантов, руководства Городского Совета), но предлагалось самим – в  режиме активной коллективной деятельности – определиться с совокупностью имеющихся и грядущих проблем профсоюзного движения на фоне проблем работников сферы образования, определиться с тем, каким может быть лидер нового типа, умеющий ответить на вызовы новой отечественной ситуации, и ответить на вопрос о собственной лидерской позиции. Позиция консультантов относительно проблем работников сферы образования и их профсоюзов была сформулирована в самом общем виде, без указание на их решение  как одна из возможных точек зрения в предполагавшейся дискуссии (смотри преамбулу Программы работы семинара).

Структура игры была построена следующим образом. На первой фазе предлагалось сформулировать групповые представления о том, каким должен быть профсоюзный лидер нового типа, причем акцент делался не на социально-психологических личностных чертах, а на социологических характеристиках – какие внутри и меж организационные взаимодействия и какие действия должен уметь выстраивать профсоюзный лидер в сегодняшних и прогнозируемых ситуациях в сфере образования. (В игре работали три группы постоянно – руководители вузовских профсоюзных организаций, руководители школьных профсоюзов, члены руководства Городского Совета, а представители студенческих профсоюзов эпизодически.)

На второй фазе на материале многочисленных документов, касающихся реформы в образовании и деятельности профсоюзов, группы должны были, с одной стороны, определить, какие же вызовы и угрозы несут модернизационные и инновационные процессы в сфере образования для работника этой сферы, каким образом выглядят его профессиональные и социальные интересы в свете этих процессов, а с другой – какие из этих интересов и каким образом профсоюз будет рассматривать в качестве предмета своей деятельности. Подготовленным печатным материалам отводилась особая и многоплановая роль. Прежде всего информационная, поскольку далеко не все реально захваченные этими процессами работники, в том числе профсоюзные активисты, знакомы с принимаемыми решениями и их обсуждениями. Помимо этого, важным является умение анализировать подобного типа документы для того, чтобы понять позиционные отношения их авторов, интересы, которые двигали ими и в результате позволили получить именно это, а не другое решение. (Существуют серьезные основания полагать, что в ходе начавшейся модернизации интересы различных групп работников сферы образования напрямую никем не выражались и не защищались, в том числе и профсоюзами, которые являются сегодня, фактически, единственной организацией, представляющей  эти интересы. Частичные шаги в этом направлении делал МГС профсоюзов работников науки и образования, однако он не был поддержан другими профсоюзами.) Особого внимания заслуживает движение документов во времени и анализ того, как различные интересы социальных групп модифицируют первоначальный вариант модернизации сферы образования (с нашей точки зрения многие исходные положения были размыты и отставлены именно в силу определенных интересов, а сама модернизация отложена на неопределенный срок – без учета интересов ее работников). Наконец, документы важны как образец проектирования и программирования процессов модернизации в общественной сфере и индикатор того, в какой мере эти принципиальные типы работ выполнены качественно (их дурное исполнение может стать одной из причин провала всего предприятия, что, с нашей точки зрения, также имело место). Представляется, что претендующий на активную роль в управлении социально-экономическими процессами профсоюзный лидер должен тем или иным образом владеть этими типами работ.

На третьей фазе игры каждый его участник должен был заново – в свете проделанной работы, которая, по идее, является непременной составляющей деятельности профсоюзного лидера нового типа, переопределиться в качестве такого лидера и разработать конкретную программу дальнейшей собственной работы, а все вместе – программу совместной деятельности.

Подытожим результаты работы на этих двух этапах.

 

2. Процессы трансформации сферы образования в переходный период и проекты ее модернизации: как это затрагивает и может затронуть интересы работника сферы, возможность солидарной формы защиты этих интересов силами профсоюза.

 Положение работников сферы образования  в условиях современной социально-экономической ситуации в России характеризуется новыми, по отношению к советским традициям, проблемами.

Относительное социально-экономическое равенство работников сферы, действующих в разных регионах и учебных заведениях, относительная обеспе­ченность работников даже при значительной дифференциации заработной плате у разных преподавательских «страт», высокая степень защищенности за счет принадлежности к государственной («бюджетной») сфере уходят в прошлое. Образование все более становится сферой услуг, законы которой определяет рынок с его конкуренцией образовательных заведений, конкуренцией          наемных работников, повышением роли «потребителей» образовательных услуг как дер­жателей финансовых ресурсов, дифференциацией доходов и заведений и работ­ников, изменением отношений администрации и наемного персонала и т.д. При этом надо учитывать специфику нашего рынка – дикого и плохо регулируемого, где государство только начало определяться со своей стратегической позицией по отношению к сфере и не полностью выполняет бюд­жетные обязательства.

При всем том поставлен вопрос о необходимости модернизации российского общества ради его конкурентоспособности на мировой сцене и о модернизации, повышении качества отечественного образования как важнейшего инструмента модернизации в целом. (Проблема тем более острая, поскольку качество образования в массе своей за годы перестроек только ухудшилось.)

Наметившаяся реформа-модернизация образования лишь частично высветила круг стоящих перед сферой проблем, но не привела к их решениям и, по сути дела, отложена на неопределенное время. (Однако это вряд ли затормозит те процессы в сфере образования, в том числе негативные, которые уже имеют место и продолжатся как неуправляемые.) Весьма вероятной существенной причиной этому служит то, что реформа, фактически, началась без такого ее важнейшего участника как работник сферы, того, кто и должен ее реализовывать. (Характерно, что от лица вузов выступали прежде всего ректоры, т.е. менеджеры высшего звена.) Среди выразителей интересов и позиции работников сферы образования – важнейшего звена в процессах ее модернизации – могут и, скорее всего, должны занять центральное место профсоюзы. Только им под силу создать солидарное движение в поддержку интересов трудящихся и придать этому движению новое содержание и новую организационную форму.

Таким образом, проблема нового самоопределения стоит не только перед работниками сферы образования в связи с задачами ее развития, но и перед профсоюзами как выразителем их интересов. Среди проблем, которые должны решить для себя профсоюзы – и прежде всего его лидеры – можно назвать следующие (список не исчерпывающий и не упорядочен по степени важности):

·       в ситуации отмирания старых механизмов перераспределения доходов в виде профсоюзной помощи какие новые, в том числе рыночные механизмы должны развиваться. В этом отношении важно использовать устоявшийся опыт западных профсоюзов;

·       если важнейшей функцией профсоюзов остается защита прав работника сферы образования и науки, то о каких именно правах можно и нужно говорить в свете новых интересов работника в новой социально-экономической ситуации, в которой динамические и инновационные процессы, в том числе процессы модернизации, играют существенную роль;

·       как совмещается, с одной стороны, защита прав работника, а с другой – установка на социальное партнерство с работодателем, в том числе с менеджментом учебных заведений ради преуспевания этого заведения на конкурентном рынке образовательных услуг. Каким должно быть отношение профсоюзов к инновационным процессам в системе образования, если они могут иметь противоречивые последствия для различных слоев работников. Как отстаивать интересы всех и каждого работника учебного заведения, если конкуренция требует поддержки прежде всего сильных, способных на инновации лиц и «школ», и отсечения «балласта»;

·       каковы ресурсы профсоюзов для того, чтобы выступать полноценным субъектом деятельности в социальном партнерстве с государством, работодателями и заказчиками как основными держателями финансового ресурса;   

·       как совмещается выражение и защита интересов работников множества различных образовательных учреждений с выражением и защитой корпоративных интересов. Что при этом рассматривать в качестве корпоративных интересов и насколько значительной может быть роль именно российских профсоюзов в их выражении и защите (возможно, в отличие от профсоюзов Запада, включенных в развитую систему разнообразных общественных корпоративных организаций) ;

·       в какой мере профсоюзы должны реагировать на складывающуюся ситуацию в образовательной сфере, а в какой иметь собственную позицию и стратегию в развитии этой сферы. В частности, в какой форме они могут участвовать в маркетинговой политике образовательных учреждений, которая формирует требования ко всей деятельности этих учреждений и в том числе к их персоналу;

·       каким образом должны строиться стратегические и «ближнего» действия проекты и программы деятельности профсоюзов различного уровня в связи с теми или иными ответами на поставленные и подобные им проблемы; какие организационные схемы деятельности профсоюзов являются адекватными принимаемым программам;

·       какие проекты и программы могут быть приняты в качестве первоочередных и каким должен быть план дальнейшей деятельности.        

 

3. Игра и ее результаты применительно к задачам профдвижения

 В практическом плане игра в большей степени имела диагностическое, нежели конструктивное значение, поскольку не была полностью выполнена  программа-максимум[3]. Не удалось в намеченном объеме проанализировать документы, связанные с реформой образовательной сферы. Вне анализа остался такой существенный аспект этих документов как их проектный и программный характер и качество проектной и программной работы, влияние интересов определенных социальных групп на динамику процессов модернизации сферы. В свою очередь это сказалось на качестве проработки собственных лидерских проектов и программ участников. Фактически, участники наметили лишь направления таких программ – одни более, другие – менее развернуто.

При всем том были достигнуты серьезные практические, а в ряде случаев и теоретические результаты.

Во-первых, получены «входной» (на входе в игру) и «выходной» (на выходе из нее) диагнозы готовности лидеров профсоюзных организаций разного уровня к возможным изменениям профсоюзной деятельности в контексте модернизации сферы образования, а также определены некоторые механизмы этих изменений. Конкретно исследовались:

·       включенность участников игры в процессы модернизации сферы образования как работников сферы (осведомленность относительно идущих процессов, характер участия) и, что более важно, как профсоюзных лидеров, определяющих место профсоюза в этих процессах;

·       их видение основных проблем, которые возникли и появятся далее перед работниками и профсоюзами в ходе процессов модернизации, а также путей решения этих проблем;

·       их лидерские установки на модернизацию собственной профсоюзной деятельности и ее адаптацию к изменениям модернизируемой сферы образования.

Игра была нацелена на то, чтобы активизировать работу профсоюзных лидеров (в данном случае – на этапе планирования и начальной разработки программ совместной деятельности по модернизации профсоюзной деятельности), о чем могли свидетельствовать позиционная динамика и содержательные приращения на выходе.

Во-вторых, игра как коллективная деятельность профсоюзных лидеров (рефлексия процессов этой деятельности) позволила продвинуться в понимании того, каким же должен быть современный профсоюзный лидер, точнее, что собой представляют и как должны работать в профсоюзе «лидерские структуры». Что собой при этом представляет и каким образом может быть задействован ведущий ресурс профсоюзной деятельности – «солидарность».

В-третьих, были обсуждены возможные перспективные направления профсоюзной работы, которые обладали бы следующими характеристиками: связаны с проблемами, поставленными процессами модернизации сферы образования перед работниками, позволяли активизировать деятельность профсоюзных лидерских структур и открывали новые формы привлечения рядовых членов профсоюза к его работе. Речь прежде всего шла о процессах информатизации, которые прямо сказываются на характере труда работников сферы образования и по-новому позволяют организовать саму профсоюзную работу.

  

3.1. Готовность к модернизации профсоюзной деятельности в контексте модернизации сферы образования.

Диагностика на входе дала достаточно парадоксальный результат. С одной стороны, участники в полной мере вовлечены в те процессы изменения сферы образования, которые уже набрали силу и протекают в виде естественных следствий переходного периода (падение уровня жизни работников бюджетной сферы и падение престижа их профессий, развитие платности образования). С другой стороны, подавляющее большинство участников крайне слабо включены в процессы управления (проектирования, программирования) этими изменениями, причем не только в качестве работников сферы, но и профсоюзных лидеров. Даже в том случае, если они знакомы с документами и другими связанными с ними материалами по реформе образования, уровень анализа этих материалов остается поверхностным: отсутствует их проблемный анализ с позиции работников сферы, не исследуются позиционные структуры, влияющие на принимаемые решения,  к документам не относятся как к серьезным программам и проектам, а потому не возникает желания принять участия в доработке, трансформации или развитии их содержания и методологии. (Видимо, срабатывает старый советский стереотип неверия в государственный идеологизированный, но плохо приспособленный к делу документ).

Особое место занимает руководство Московского Совета Профсоюза, которое демонстрирует высокий уровень осведомленности в том, что происходит с подготовкой и проведением реформы образования. Здесь сказывается, вероятно, то, что данный уровень по функции выполняет не только защитную, но прежде всего управленческую деятельность.

Вообще, надо подчеркнуть, что отношение к процессам модернизации и проводимой реформе обусловлено прежде всего установками тех или иных профсоюзных лидеров, а не какими-то другими причинами.

Именно различие установок было продемонстрировано на выходе, где позиции растянулись по шкале, на одном конце которой было стремление сохранить без существенного изменения сложившиеся традиции профсоюзной работы, которые в обобщенной форме получили название «собеса», а на другом конце был очерчен круг задач, которые надо решать в случае занятия профсоюзом активной управленческой позиции в процессах модернизации и реформирования сферы образования. (Подчеркнем, что различие позиций носит социальный, а не психологический характер, и профсоюзный деятель старого типа может быть очень сильным работником – но только в рамках традиционных обязанностей.) Приводим, в минимальной редакции, стенограммы выступлений двух участников в заключительный день работы, в которых наиболее ярко представлены эти диаметральные позиции.

 

Юрий Михайлович

Подводя итоги наших занятий я бы разделил их на две стороны.

Первое, нас призвали взглянуть свежим взглядом на проблемы и найти какие-то резервы, по решению наших основных вопросов. Это улучшение состояния членов нашего профсоюза. И очень приятно, что такие резервы были найдены. Мы, зацикленные на нашем уровне  на наших обычных проблемах, увидели новые возможности за что, не вдаваясь в подробности, я организаторам благодарен. Второе о том, что нас больше волнует, от чего мы не можем отойти: как нам изменить ситуацию, как общество может изменить в нужную сторону совершенно нищенское существование в котором находится образование. И здесь я вижу, что нам ни в коем случае нельзя уходить от той законодательной правовой базы, которая существует в нашем государстве. Одной рукой нам дают, а другой в Думе, в законе об образовании, который определяет заработную плату и минимальные социальные гарантии, пытаются отнять. Поскольку мы, профсоюзы, тесно работали с депутатами, это, слава богу, это не удалось. Поэтому и в будущем, я считаю, что все наши усилий надо направить на  основополагающие законы. Какие законы? Вот примут главный закон бюджет, вот бюджет выполнят. И что получится? Филиппов в своих интервью говорил, что учителя даже не ожидали повышения заработной платы почти в два раза, но он ни где не говорил о том, насколько она приблизится к прожиточному минимуму и выполнению финансовых обязательств в законе об образовании. Средняя заработная плата в промышленности 6 тыс., средняя зарплата в вузе у преподавателя  2 тыс., а мы должны получать зарплату 12 тыс. Значит мы не получаем ту зарплату которую нужно, получаем её в шесть раз меньше. Этот разрыв в этом году сокращается, это заслуга всех, ректорского корпуса, заслуга нашего министерства, заслуга нашего профсоюза, но тем ни менее это не говорит о том что мы должны стоять на месте.

Теперь о бюджете и о тех вопросах, которыми мы здесь должны заниматься. Были обвинения, что мы в своем вузе  всем довольны, ведя работу в одиннадцати комиссиях. Но вы же не знакомы с нашей спецификой, вы же не знаете, чем мы занимаемся, а мы не знаем, чем занимаются соседний председатель профкома.

Скажем, вопрос, куда идут внебюджетные средства. Я приблизительно знаю, что весь бюджет около 100 млн. руб. Будут зарабатывать на разовых платных услугах всего 4 млн. руб.,  а на платном образовании порядка 40 млн. руб. Я буду заниматься теми вопросами которые могут существенно повлиять на бюджет. И не буду влезать в те вопросы, куда мне, с одной стороны, тяжело влезать, а с другой стороны влиять надо очень деликатно.

Теперь, нас упрекали в том, что мы занимаемся главным образом крышами, коммуналкой. Но бюджет ведь единый, и если дадут деньги на коммуналку, то внебюджетные средства ректорат – он тоже не враг – использует на повышение заработной платы. Но если этого не будет, то ничего не сделаешь, Поэтому мы, к сожалению, в данной ситуации должны всеми вопросами заниматься, быть профессионалами во всех вопросах: если ты приходишь к проректору по ОХС и не знаешь, как строить дом, с чего начать, сколько процентов инвестору отдавать, сколько  тому, какие договора нужны, то он с тобой разговаривать не будет и уведёт тебя в ненужную сторону. Тоже самое по другим вопросам. Может быть я не прав, но я призываю свой профком, а меня призывали мои руководители, быть профессионально выше уровнем, чем администраторы, только тогда с тобой будут считаться во всех вопросах.

Теперь, какими вопросами надо заниматься плотно. Так, нужно ли профкому заниматься вопросами обеспечения своих сотрудников. Сейчас, посмотрите, соцстрах у нас отняли, но  на базы отдыха не разрешают направлять свои собственные средства, нами же заработанные. Ладно, это раньше были средства госбюджета, поскольку зарплата была только бюджетная, но мы же уже больше половины зарабатываем сами – это наука, это платное образование, люди какие-то дополнительные занятия проводят, значит это те же отчисления 4%. Но нам и эти проценты не отдают. Теперь отправить своего сотрудника с ребёнком во время каникул, дать ему дотацию из соцстраха я не могу. Я должен ещё какие-то фонды образовывать, а это деньги громадные, смогу ли я это сделать –  вопрос весьма сложный, и этим вопросом тоже нужно заниматься. Один из самых больных вопросов – современное состояние ухудшается дальше и ухудшается очень сильно, а мы это пока ещё не понимаем. У меня все базы износились, все счета сейчас по нулям,  почему? Дотации на отдых кончились.  Студенты сейчас заканчивают отдых, и студенческие деньги только и остались. Вот они закончат отдых, всё! Базу закрываем, а попробуй закрыть базу на один год, она сразу развалится, поэтому от этой проблемы не уйдёшь и нельзя говорить, что сегодня у меня лучше эта рука, а завтра нога. Единый организм в институте, всё взаимосвязано, всё нужно, и поэтому нужно жить и нельзя, к сожалению, остановиться на каком-то этапе.

Куда нам двигаться, какие действия нам предпринимать в данной ситуации, и на что нам нацеливаться – это мне хотелось бы услышать и чего я не услышал и к чему я вас всех призываю. Мы всё таки должны прояснить обстановку с нашим финансированием, какая будет зарплата, что будет с оплатой преподавателей, имеющих учёную степень. Вот мы говорили о кадровом вопросе. Мы сколь угодно можем говорить, но если кандидату наук или доктору наук не будут платить соответствующую заработную плату, то у него нет стимула вообще защищаться, чему мы сейчас являемся свидетелями, и исчезнет повод для разговоров о квалификации. Попытка столкнуть нас в сторону зарабатывания денег, не по основной деятельности, а дополнительно, мне кажется глубоко ошибочной.

Поэтому я считаю, что нам сейчас надо направить усилия на решение основных наших вопросов – это всё таки привлечение средств, любых, не только на заработную плату, а и на содержание и на всё , потому что из этого складывается наше благосостояние, остальное мы сами придумаем как сделать – были бы деньги (выделено нами).

 

Представляется, что обсуждаемые Ю.М. … ситуации действительно остры, затронутые им трудности нуждаются в том или ином разрешении. Однако обратим внимание на два момента. Во-первых, на то, что его решение таким образом поставленных проблем предельно простое – дайте денег и все вопросы будут сняты. Однако адекватные ответы на множественные угрозы, которые несут с собой процессы модернизации, должны содержать более сложные инструменты, а, следовательно, упреждающая проблематизация требует более глубокой проработки. Приходится за лежащими на поверхности фактами видеть действие принципиальных социально-экономических механизмов и решать проблемы на этом уровне. Во-вторых, при всей очевидности изменений условий работы профсоюзов, о чем как о проблеме говорит и Ю.М…, выход он видит в возвращении к прежней ситуации, что вряд ли возможно.

Перейдем к наиболее развернутому примеру второй позиции – выступлению организатора семинара М.А. Ивановой.

 

Марина Алексеевна Иванова  

Уважаемые коллеги! Слушая то, о чём вы сегодня говорили, я все более прихожу к выводу, что должны быть внесены изменения и в понимание нашей работы и в методику. Остановлюсь на нескольких общих замечаниях.

 Во-первых, программа Грефа выступила для нас лакмусовой бумажкой (это могла быть доктрина образования, это мог быть документ госсовета, это не суть важно, потому что те проблемы, которые заложены в конкретных документах, остаются одними и теми же). Нам никто не отменит рынка в сфере образования, нам никто не отменит возникающую отсюда конкуренцию, конкуренцию в образовании, дифференциацию различных уровней образовательных учреждений, дифференциацию различных категорий работников по разным параметрам – это всё будет. Методики, которые нам предлагают (Греф ли, Госсовет ли), такие как конкурсный подход к определению отношений государства и вуза  и многое другое, пока что остаются на уровне постановки проблемы,  и за нами остается возможность анализировать подобные документы с точки зрения изменений, которые могут случиться после их принятия. То, что мы приступили к такому анализу, наверное, самый большой плюс из того, что мы с вами делали на протяжении этого времени. Это первое наблюдение.

Второе наблюдение. Мы с вами обсуждали работу профсоюза: собес не собес, что надо и что не надо. Мне кажется, что мы лучше делаем то, за чем стоит готовый ресурс, и, используя его,  больше любим выполнять, так сказать, защитную собесовскую функцию. Но это не должно быть главенствующим, потому что защитная функция, и мы об этом говорили, это только часть, а интересы работника гораздо шире. И  если мы не научимся представлять этого интерес, то результативность нашей работы будет минимальна.

Фактом является то, что интересы меняются в новых социальных ситуациях. Соответственно будет качественно меняться солидарность. Если мы видим солидарность только в том, как проходят народные акции протеста, то это очень однобокое понимание. Потому что, чем лучше живут люди, тем меньше они будут выходить на такие акции. Чем хуже живут работники, тем они мобильнее и тем легче нам их поднять. Это логика, которую мы наблюдаем в своей работе. Поэтому при улучшении уровня жизни солидарность должна быть несколько в другом. И чтобы её добиться, нам нужен материал нашей работы. Нужны задачи, о которых можно информировать, и которые возбуждают интерес, побуждают к диалогу, к партнерству. Чтобы понять, что это за задачи, мы можем обратиться к важному различению, которое сделал Анатолий Борисович….  Есть интересы и потребности. Интересы  стратегические, они затрагивают принципы нашего социального устройства, а потребности – это реализация интересов в каждодневной жизни с ее каждодневной спецификой. Проблемы, которые возникают для работника в том и другом случае должны оставаться в поле нашего внимания. Так, сегодня и с анкетированием и без него ясно, что потребности связаны в первую очередь с отдыхом. До сих пор здесь очень помогал соцстрах. Хотя очень скоро у нас произойдёт дальнейшее ограничение в этой сфере, поэтому нужно думать что нам сделать. Дальше, это материальная помощь и  юридическая, необходимость которой всё больше и больше возрастает.

В итоге для себя , как для одного из руководителей нашего профкома я выделила следующие, так сказать, постоянно отслеживаемые нами меры.

В первую очередь мы должны владеть той ситуацией, которая сложилась и складывается в результате различных управленческих решений. Это постоянный процесс, который требует в том числе интеллектуальных усилий. Ту же программу Грефа я читала в течение года,  но впервые какие-то новые аспекты увидела здесь, хотя и в условиях дефицита времени. Мы должны на городском уровне  определиться и понять многие моменты, которые мы здесь начали обсуждать, и сделать это можем только с вами. При этом в программе многое остается не раскрытым, те же проблемы рынка –  и цели и механизмы даны в самом общем виде, без выяснения того, что же нас всех ожидает.

Второе, если мы хотим активно влиять на ситуацию, то должны вместе с вами иметь собственную позицию по многим принципиальным вопросам, таким как, к примеру, сохранять ли всё в системе образования или всё таки должны быть какие-то точки роста и что это значит для профсоюза. Надо защищать всех или не всех, что для нас более важно – корпоративный в хорошем понимании слова интерес или индивидуально-групповой.

И ещё. Мне кажется очень важным, что мы пришли к мнению о необходимости профессионализации нашей работы на всех уровнях. Хотим мы этого или не хотим, но требуется брать менеджера и на нашем и на вашем уровне. Отсюда возникает вопрос структуры профсоюза с объединением организаций, слиянием их, с изменением системы управления отдельной организации и их объединения. Этот менеджер не выборный, он должен быть уполномочен профсоюзами и в том числе председателем профсоюзной организации.  Это следующие этапы, на которых мы должны вместе с вами (в такой ли форме или ещё какой-то) анализировать, находить решения, механизм реализации. Это задача, которую нужно начать решать в самое ближайшее время и она должна найти конкретное решение в конкретные сроки.

Далее, и мы очень часто об этом говорили, нужна аналитика  и никуда мы от этого не денемся. Как наша собственная, так и профессиональная, в виде социсследований, экспертного анализа существенных для нас тенденций в сфере образования.

Следующий момент это кадры. Мы несколько зациклились на слове лидер, а у нас с вами не только это. Для школы нужны молодые учителя. Мы должны поставить во главу угла слово молодёжь. Мы должны хотеть решать их проблемы. В каждом вузе мы должны идти по пути создания программы омоложения кадров. Это очень трудный вопрос. Но если вы его не будете решать, то умрёт и вуз, и профсоюз, и всё остальное. Тот же вопрос мы должны поставить и для среднего образования – какими способами осуществлять это омоложение, что это за программа и какими инструментами мы в силах пользоваться для ее разработки и дальнейшей реализации.

О работе с нашими профсоюзными кадрами. Ранее я остановилась на самом главном, на вопросе о профессионализации нашей работы. Следующее это учёба. Мы достаточно хорошо действуем в оперативном режиме, когда мы вас собираем на совещания, накачиваем информацией, говорим, что делать нужно это и это и ещё даем вам письмо. И на этом все заканчивается. Это должно сохраниться, но вот такие игровые отрывы тоже должны быть.

 Я считаю, что одним из самых больших ресурсов, о которых мы здесь говорили, является, конечно, информатизация. Информатизация для нас с вами это и ресурс, и направление деятельности,  и средство достижения целей. В этом кругу особое место займут, и мы к этому тоже уже подходим, в том числе практически, PR-овские мероприятия – без этого имидж профсоюза и профсоюзной организации существовать нормально не может…

…И последнее. Мы всё время говорим, и я своем выступлении в первый день сказала, что мы оппоненты власти. Да, мы оппоненты. Но мы должны понимать, что если сегодня не проявим гибкости с использованием всех политических технологий, то не внедримся ни в какое партнёрство, а это важнейший ресурс, который используют другие участники социальных игр.

 

Позиции остальных участников распределились по этой шкале, приближаясь к тому или другому ее концу.

Существенно, что эти позиции зависели не только от личных склонностей, но в них отразились объективные ограничения на позицию профсоюзного лидера в образовательном учреждении, которые, как минимум, не способствуют стратегическим изыскам. Эти ограничения, частично хорошо известны, частично порождены новыми обстоятельствами, которые в совокупности становятся сегодня опасными для развития деятельности образовательного профсоюза в целом. К числу первых относится зависимость профсоюзного лидера от руководства учреждения: после превращения в рядового сотрудника ему вспомнят историю отношений с администрацией, и либо поощрят, либо накажут. (Заметим, что вузовская демократия сегодня в принципе ущербна – в ней в весьма своеобразной форме присутствует принципиальное для демократии разделение властей и напрочь отсутствует независимость от исполнительной (ректорской, директорской) власти других ее ветвей. Эта проблема могла бы стать одной их главных для профсоюза как демократической организации. Тема инициированной профсоюзом дискуссии могла бы звучать следующим образом: «Демократия в учебном заведении».)

 Ограничения, так сказать, новой волны вызваны тем, что задачи, которые должен решить профсоюзный работник в ходе процессов модернизации сферы образования, требуют профессиональных навыков,  выходящих за границы профессии преподавателя школы или вуза, т.е. того круга лиц, из которого черпаются профсоюзные кадры. В сущности, расширение профессионализма нужно профсоюзному работнику во все времена (что вызывает потребность в специальном обучении). В том же выступлении Ю.М. .. подчеркнуто, что надо разбираться в договорах,. бюджете и всем том, чем занимается администрация.  В выступлении другого участника, Владимира Михайловича. …был высказан еще более резкий тезис: профсоюзный лидер никогда не сможет выступать на равных с администрацией в анализе сложных профессиональных вопросов не только из-за отсутствия у него многих разных профессиональных навыков – что нормально и от что, в принципе, не уйти, но потому, что за руководителем стоит огромный административный аппарат разных специалистов, а за профсоюзным лидером –  миф о солидарности. Если же от этого лидера требовать участия в еще более сложной работе, нежели отслеживания хозяйственных дел в учебном заведении, то это окажется еще менее выполнимым. Поэтому без каких-то радикальных изменений в организации профсоюзной деятельности невозможны серьезные изменения в характере и качестве этой деятельности.

Именно в ответ на эту кардинальную проблему М.А. Иванова предложила  сформировать в профсоюзе работников просвещения слой профессиональных менеджеров, с одной стороны, менее зависимых от администрации нежели современные профсоюзные лидеры, а с другой – более профессиональных в решении нового круга проблем. При этом возникает множество организационных вопросов, прежде всего о совмещении выборной демократии и наемного труда в руководстве профдвижением и о финансовых источниках для оплаты менеджеров. В общем плане этот вопрос не нов и более или менее успешно решается в системах территориального самоуправления, в партийном строительстве и в том числе в западных профсоюзах.

Возвращаясь к позиции образовавшихся на игре «традиционалистов» скажем, что здесь прослеживается желание вернуться к специфическим советским традициям, которые не похожи на традиции западных профсоюзов. К примеру, один из наиболее значимых британских профсоюзов школьных учителей работает по следующей схеме. Профсоюз выполняет по крупному три задачи. Во-первых, он лоббирует интересы учителей в государственных законодательных органах. Во-вторых, он обеспечивает судебную защиту учителям в случае нарушения их законодательно и контрактом с работодателем закрепленных прав  в том смысле, что организует и оплачивает услуги (частично или полностью за счет профсоюзных взносов) определенных юридических фирм. Эти фирмы обеспечивают защиту таких прав на льготных условиях по причине заинтересованности в крупном корпоративном клиенте. В-третьих, профсоюз организует – опять таки на льготных условиях, как держатель массовых корпоративных заказов – развлечения, отдых, поездки, страхование для учителей и их семей. Льготы, в первую очередь финансовые, службы сервиса дают по той простой причине, что благодаря договору с профсоюзом они получают устойчивого крупного платежеспособного клиента. И западному профсоюзу не нужно, подобно нашим профсоюзам, выколачивать по колдоговору деньги на соцнужды работников из администрации образовательного учреждения, поскольку соцблага в виде различных льгот можно получить, используя сугубо рыночные механизмы. (Вероятно, западная модель служит образцом, когда необходимость в колдоговоре ставится под сомнение отечественными учеными. Директор Института социальной политики Госуниверситета «Высшая школа экономики» С.Н. Смирнов в свежей статье «Чего недостает новому КзоТу» в «Независимой газете» от 04.10.2001 выступает за их отмену: «Все вопросы организации отношений работника с работодателем могут быть решены в индивидуальных трудовых контрактах». И добавляет: «Если это положение принимается, то тогда вообще меняется вся идеология КзоТа».) Сегодня наши профсоюзы начинают использовать такие механизмы. Так, генеральный договор на страхование работников и их семей был заключен между крупной страховой компанией и одним их крупных российских профсоюзов. Специфически отечественный рыночный механизм был использован руководством профсоюза Западного образовательного округа Москвы при строительстве дома для учителей: профсоюз нашел инвестора под долевое строительство, взяв на себя многие предварительные организационные функции при контактах с префектурой округа.

Так что традиционалистски настроенным профсоюзным лидерам все равно придется столкнуться с изменениями своей деятельности, поскольку  многие традиции более или менее безболезненно отмирают по мере развития полноценных рыночных отношений в нашей стране и роста благополучия работников при нормальной оплате основного вида деятельности.

 

3.2. Профсоюзные лидерские структуры. Солидарная деятельность таких структур как продукт и ресурс[4].

С вопроса о социально-профессиональных чертах профсоюзного лидера начиналась игра. «Старшие» группы дали достаточно прогнозируемые лидерские характеристики, куда вошли: наличие ясной программы, умение налаживать контакты с партнерами, способность приспосабливаться к изменениям, знания (правовые, социальных вопросов, коллектива) сочетание дипломатичности и смелости идти на конфликт ради интересов коллектива. Студенческая группа во главу угла поставила принцип, что профсоюзным лидером может быть только тот, кто сначала является неформальным лидером в студенческой среде, «чье имя на слуху» - поскольку без этого именно в студенческом профсоюзе невозможно стать формальным лидером.

Это противопоставление резко подчеркивает специфику так называемого институционального лидерства: в рамках всякого социального института лидерские места определены заранее, попасть на это место может практически каждый в силу тех или иных причин, а попав, он по определению становится лидером. Причем лидером с априорным, четко перечисленным набором прав и обязанностей. (В одних социальных институтах место лидера определено фактом рождения – для наследника престола, в других оно явялется побочным продуктом естественных процессов – рождение ребенка в семье делает мужчину отцом семейства, в третьих формальное место позволяет обладателю использовать его для решения казалось бы непредусмотренных задач – незаметный руководитель секретариата партии И. Сталин подминает под себя всю партию и ее Политбюро, становится Генсеком.)

Профсоюзная деятельность институциализована, а профсоюзный лидер является институциональным лидером. Вне зависимости от того, выбран ли коллективом или назначен, фактически, администрацией и является «карманным», он все равно становится профсоюзным лидером, который после занятия места осуществляет весь набор предписанных процедур. (Устройство института образования в нашей стране таково, что профсоюзный лидер образовательного учреждения в той или иной степени становится карманным, а если идет на постоянный конфликт с администрацией, то его убирают). Своеобразие вносят студенческие профсоюзы, которые совмещают институционального лидера с неформальным групповым, что препятствует превращению такого лидера в карманного. Именно поэтому для повышения независимости профсоюзного лидера в вузах многие на игре предлагали создавать в них объединенные профсоюзы.

Принципиален вопрос о ресурсах, которые, с одной стороны, может использовать профсоюзный лидер и на которые, с другой стороны, он может опираться.

Используемый профсоюзный ресурс также определен институционально: выступая в защиту интересов работников, лидер имеет вполне определенные права в соответствии с уставом профсоюза, согласованном на разных уровнях с государством и работодателями. Эти права могут широко варьироваться. Так например, до последнего времени профсоюзы могли распоряжаться достаточно большими финансовыми средствами, направляемыми на социальные нужды, но сейчас эти средства у него отобраны.

Но если у профсоюзов кто-то может (или не может!) отобрать ресурс, которым он распоряжается по праву, то возникает законный вопрос, каким ресурсом профсоюз подкрепляет свои права. Профсоюзный лидер, в отличие от  администратора, не имеет собственного чиновного аппарата, который был бы вписан в чиновную структуру образовательного или других институтов и, в меру своего влияния, имел доступ к их ресурсам. Традиционно профсоюзы опираются на «солидарность трудящихся», причем очень конкретную – связанную с протестом против навязываемых им условий жизни. Сегодня формы протеста также жестко институциализированы: в качестве радикального протеста допускаются забастовки, но исключаются, скажем, вооруженные выступления. В Советском Союзе и забастовочные формы были под запретом, и их замещали «требования коллектива». («Коллективистские» представления до сих пор живут и поддерживаются различными институциональными группами, которые могут преследовать противоположные интересы: администрация образовательных учреждений имеет здесь свой интерес, а коммунисты – свой.) На Западе, как было показано, протест и протестная солидарность сегодня также не являются ведущими видами профсоюзной деятельности – хотя постоянно подразумеваются как последний и наиболее сильный аргумент. А на первый план выходят проведение переговорных процессов на управленческих уровнях от лица работников и предоставление различных услуг корпоративному клиенту. Отечественные профсоюзы в условиях социально-экономического кризиса вновь пытаются эксплуатировать протест, но перспективы этого, по общему мнению, невелики.

Важной особенностью солидарного ресурса является то, что он не дан в готовом виде, пригодном только для перераспределения (подобно средствам социального страхования), но создается профсоюзами и трудящимися при их участии. Это продукт их совместной деятельности, который они далее могут использовать в качестве ресурса своей деятельности.

Профсоюз работников образования находится в общей для всех других профсоюзов ситуации. Но сегодня его выгодно отличает то, что сфера образования, продолжая оставаться бюджетной, вновь попала в поле интереса государства и его преобразовательной деятельности. (Даже если это во многом является PR-акцией, то ее все равно можно повернуть в интересах работников сферы.)  Для профсоюза возникает возможность сформировать новый перспективный предмет деятельности, связанный с защитой интересов работников в динамичных условиях модернизации сферы образования. Тем более, что практически отсутствуют другие общественные организации, претендующие на защиту интересов работников сферы образования, шире – образовательной корпорации в целом. Акцент при этом смещается с протеста постфактум по поводу ухудшения условий труда и отдыха на превентивную защиту всего спектра интересов в форме участия в управлении процессами модернизации сферы. Модное сегодня социальное партнерство может стать ведущей формой работы. Вопрос, однако, в том, в какой деятельности устанавливается это партнерство. Если анализировать документы трехсторонних соглашений на уровне Федерации и Москвы, то на долю профсоюзов остается крайне незначительная часть, связанная с «контролем за выполнением». Все остальное делают другие партнеры, исходя из своей доброй воли. Мы полагаем, что сильной, но не используемой сегодня  позицией профсоюза остается партнерство именно в управленческой деятельности. (Такой тип участия общественных организаций декларирован в государственных документах, касающихся реформы. Однако, видимо, сами государственные структуры плохо представляют, что это может значить на практике.)

Две существенные причины мешают такому развитию профсоюзной деятельности.

Во-первых, отсутствуют необходимые профессиональные навыки у профсоюзных лидеров разного уровня. Эта трудность, как было высказано на игре, преодолима за счет привлечения профессиональных менеджеров, а вопрос переводится в организационную и финансовую плоскости. И остается открытым вопрос, под какие задачи будут привлекаться менеджеры, в чем они должны быть специалистами.

Во-вторых, на какой ресурс все же могут опираться профсоюзы, если они хотят получить для себя новое поле деятельности, потеснив, фактически, административные структуры. Ответ остается прежний – нет другого ресурса, кроме солидарности. Надо только понять, чем она может быть на современном этапе, каковы ее практические механизмы.

Возможный ответ заключается в следующем. В ситуации, когда солидарность должна быть проявлена не по поводу очевидных случившихся событий (тот же солидарный протест против катастрофического снижения уровня жизни педагогов), а как поддержка  программы по поводу будущих угроз, то исходной и определяющей может стать только солидарность профсоюзных лидеров как в понимании общих проблем, целей, интеллектуальных и организационных путей их достижения, так и в практической работе, которая следует из общего понимания. Иными словами, солидарность должна формироваться внутри институциональной лидерской структуры, что позволит в дальнгейшем сформировать солидарное поведения работников, различные группы которых могут иметь весьма отличающиеся интересы.

Выражением солидарной позиции профсоюзной лидерской структуры может быть то, что называют стратегической программой, стратегической платформой, стратегической концепцией деятельности и тому подобное, связанное с понятием стратегического. При этом стоит вспомнить известные слова Б. Гейтса, что стратегия есть не текст, а постоянно осуществляющееся стратегическое мышление. Добавим, что это не только текст, поскольку тексты также необходимы, и не только стратегическое мышление, а и соответствующая деятельность. В принципе, в качестве стратегического могут быть приняты разные направления деятельности. На игре профсоюзным лидерам было предложено включиться в процессы  модернизация образования и отнестись к проблемами и решениями, которые затрагивают непосредственно и глубоко интересы работников образования. Реакция участников игры, как мы видели, была неоднозначной – не все поддержали саму идею такой инновации в профсоюзной работе, веря в возможность сохранить сложившееся положение дел. Но и поддержка была не безусловной, поскольку высказывались вполне резонные сомнения в выполнимости инновационного поворота – из-за отсутствия нужного профессионализма у сегодняшних лидеров, отсутствия необходимого аппарата, по причине фундаментального и столь типичного для многих российских общественных инноваций разрыва между стратегическими идеями и повседневной профсоюзной практикой.

Один из шагов по разрешению этих трудностей, причем не самых простых, был предложен руководством Городского Совета в виде формирования слоя профессиональных профсоюзных менеджеров.     

Другой важный шаг был намечен на игре и заключался в том,  что реализовать общие стратегические установки, в том числе солидаризовать лидерские профсоюзные структуры и работников сферы образования, способны только конкретные программы деятельности, которые, с одной стороны, очевидны с точки зрения реализации общих стратегических целей, а с другой –  имеют ясные и операциональные практические цели и понятные способы их достижения. Такие программы также могут быть названы «акциями», но не протеста, а конструктивными, и не разовыми, а развивающимися во времени и в пространстве профсоюзной деятельности. На игре говорили о концепции больших или малых – но совместных дел.

Подытоживая можно сказать, что программы больших и малых совместных дел в рамках определенного стратегического направления профсоюзной деятельности и являются источником, порождающим механизмом главного профсоюзного ресурса – солидарности как профсоюзной лидерской структуры, так и работников сферы образования.

Рассмотрим некоторые предложения такого рода.  

    

3.3. Солидарное участие профсоюза в программах модернизации

На игре было предложено несколько направлений деятельности, в которых профсоюз может занять ведущие позиции – в интересах работников сферы образования, солидаризируя их и используя солидарность как ресурс своего влияния. Очень важно, что эти направления деятельности не создаются профсоюзом с чистого листа ради решения каких-то абстрактных проблем неизведанными путями. Фактически, каждое из них уже приобрело определенный институциональный статус, организуемо и управляемо в расчете на длительную перспективу, и задача состоит в том, чтобы правильно вписаться в него. Предложенная правительством модернизация сферы образования пока что сохраняет институциональные черты. В интересах работников сферы образования и их профсоюза поддержать становление этого института, нежели возвращать процессы трансформации сферы в естественное состояние, выгодное только некоторым участникам.

Информатизация общества и прежде всего сферы образования названа в рассматриваемых документах в числе ключевых стратегических задач. Более того, информатизация символизирует общественное развитие в целом – о современном состоянии говорят как о переходе от индустриального к информационному обществу. Однако, и это дефект всех такого рода рассматриваемых документов, обнаруживается громадный разрыв между «стратегическим» лозунгом и предлагаемыми решениями, которые носят чисто технический характер. Так, обсуждается количество компьютеров в учебных заведениях и доступ к Интернету, а в качестве важнейшей проблемы называется оснащенность ими сельских школ. При этом даже не ставится проблема радикальной трансформации тех же сфер образования и науки в результате использования электронных технических средств, хотя этот процесс с нарастающей интенсивностью идет прежде всего в США и в Западной Европе и захватывает развивающиеся страны[5]. В ходе этого процесса обучение и научное исследование могут по сути дела сливаться, меняется внешняя сторона и способы деятельности учащегося-исследователя.  Появились несопоставимые с традиционными каналы коммуникации. Доступны систематизированные в «архивах данных» громадные объемы научной информации, которую можно обрабатывать в режиме on line методами вторичного анализа данных, используя разные научные парадигмы и модели. Не менее кардинально меняется работа педагога и ее инструменты, такие как учебник, урок, лекция. (Подробнее смотри [6].) Технической базой служит электронный способ работы с информацией.

Прогресс в области информатизации обеспечивается определенными институциональными структурами и механизмами. В США новая организация деятельности на базе новых технических возможностей работы с информацией порождена определенными сообществами – военным ведомством и ассоциацией вузовских педагогов общественных дисциплин; в Европе значительную роль сыграли и государственные службы. Важно, что модернизация осуществлялась внутри корпораций – определенные круги научного и педагогического сообществ работали на опережение, не в режиме отслеживания негативных последствий чей-то внешней деятельности. Важно, что это именно корпоративный процесс, затрагивающий весь институциональный механизм, и он не может быть сведен к деятельности отдельных представителей профессии. (Конечно, внутри всякого сообщества наряду с инновационной частью есть те, кто вынужден подстраиваться и догонять. Конкуренция внутри корпорации ускоряет этот процесс, в том числе отсеивая отстающих.)

К сожалению, в нашей стране имеет место так называемая запаздывающая модернизация [7], при которой мы вынуждены отслеживать прежде всего внешние угрозы и обусловленные ими негативные следствия для сфер образования и науки в целом и для определенных групп внутри них. Ситуация такова, что ни образовательная корпорация в целом, ни педагоги в массе пока что не вовлечены в процессы информатизации, а инициатором по-прежнему остается государство. Педагоги средней и высшей школы традиционными методами воспроизводят традиционную организацию работы (в частности, научной работы), а педагогические вузы воспроизводят таких педагогов. Если это предоставить естественному ходу событий, то наша национальная образовательная система окажется неконкурентоспособной. В частности, в условиях отказа от ее монопольного положения, возможности выбора (состоятельным) клиентом любой другой системы статус отечественного педагога и его финансовое положение останутся низкими, как бы не декларировало иного государство и не боролись профсоюзы.

Профсоюз работников науки и образования  может либо остаться в стороне от процессов модернизации сферы и продолжать при этом бороться за материальное благополучие работников, либо включиться в него на ведущих ролях, имея ввиду в том числе такое благополучие.

При выборе профсоюзной стратегии нужно учитывать два момента. Во-первых, отдельные учебные заведения и их администрации не могут быть полноценными организаторами процесса информатизации, поскольку он затрагивает корпорацию в целом и идет в масштабах социального научно-образовательного института, тогда как в условиях конкуренции учебные заведения вынуждены отслеживать прежде всего собственные интересы. Фактически, лучшие школы и вузы страны будут ориентироваться на мировое сообщество, кооперироваться с ним минуя отсталые отечественные учреждений, что уже и происходит. Во-вторых, среди общественных организаций в России нет таких, которые бы отслеживали интересы корпорации образования в целом. (Недаром инициатором модернизации сферы образования вынуждено выступить государство.) Профсоюзы являются, наверное, единственной общественной организацией, которая способна выступить от лица корпорации – ради защиты интересов ее работников.

Если профсоюз разделяет ответственность за успешность процесса информатизации образовательной деятельности, то его «акция» не протест, а организация партнерства по управлению процессом информатизации и участие в этом партнерстве. Более точно, это множество партнерств – начиная от партнерства-участия в государственной программе по информатизации и заканчивая партнерствами на уровне вузов и отдельных организационных единиц (участники игры говорили, в частности, о включении в коллективные договора таких пунктов как поддержка связанных с информатизацией работ, преимущественная сдача в аренду помещений для тех организаций, которые работают по этой тематике и т.п.)

Важным преимуществом этого направления назывались совместность работы преподавателей и студентов, связь учебного и исследовательского процессов, возможность дополнительных доходов по линии основной деятельности.

 

PS. Методическое примечание.

При обсуждении замысла работы ее организаторами изначально предполагалось, что в результате появится инновационная программа деятельности профсоюза работников образования, адекватная новым социально-экономическим условиям. Соответственно, работа на игре выстраивалась по схеме программирования – сложной и далеко не освоенной отечественной менеджеральной практикой. Одним из предложенных способов освоения является рефлексия происходящих на игре процессов именно как процессов программирования. Сделаем важное рефлексивное замечание вдогонку, уже после завершения игры.

Разработка инновационно ориентированной программы начинается с критического анализа сложившейся ситуации, с ее проблематизации. Проблематизация может быть очень широкой, и несмотря на то, что анализ имеет научный характер, она не замыкается рамками какого-то одного или даже нескольких научных предметов. (Так, это не сумма социологических, плюс экономических, плюс политических и т.д. проблем.) Принято говорить, что в этом случае происходит «распредмечивание» исследуемой действительности. Ведущим принципом здесь является выяснение всего круга втягиваемого в инновацию социальных «актеров» и их настоящих и возможных позиций в различных процессах социального взаимодействия. Проблематизация всегда открытый процесс, поскольку круг участников может быть расширен, а их позиции могут меняться.

Тонкость заключается в том, что нет прямого перехода от таких проблемных полей к позитивным решениям. Необходимо найти конкретное направление практической деятельности, развивая которое можно начать решать ряд этих проблем, продвигаясь в понимании самих проблем, трансформируя и углубляя их и расширяя пути их решения. Иными словами, инновация не должна, да и не способна выстраивать под себя всю полноту социальной действительности с ее проблемами, но может использовать готовые институциональные механизмы и процессы, модифицируя их ради разрешения проблем.

Таким образом, проблематизация осуществляется как бы дважды: первый раз в исходной точке, когда выявляется поле возможных проблем, и второй раз в процессе конструктивной деятельности в рамках определенной программы, в ходе которой происходит соотнесение с первоначальными проблемами, уточнение и разрешение их, а параллельно происходит новая постановка проблем, но уже как проблем в контексте четко поставленных целей. В виде тезиса это звучит следующим образом: «От проблемы – к позитивной программе! (В этом смысл  инновации в общественной сфере)». Иначе говоря, от повторения проблем важно уметь переходить к делам – большим или малым.

На игре проблематизация первого типа была предварительно проделана консультантами. Участники игры, в принципе, не выходили за намеченное проблемное поле, детализируя его отдельные фрагменты. Конструктивный шаг был связан с обсуждением такого важного направления модернизации как информатизация, привязывая к нему уже известные проблемы и ставя новые, собственно информационные. Как мы уже сказали, до разработки программы совместной деятельности в рамках процессов информатизации участники не дошли.

Одновременно игра на примере рыночных проблем показала бесперспективность лобового решения – от прорисовки проблемного поля к их решению. В пространстве проблем (в первичной проблематизации) эти проблемы заняли важнейшее место. Однако при всей их значимости не существует какого-то одного направления деятельности, которое позволяет перевести их в конструктивное русло. Таких направлений много и они разные. (Если ориентироваться на государственные документы, в которых инициируется модернизация сферы образования в контексте модернизации всего общества, то надо выяснить, каким образом в текстах присутствует тема рынка: как некоторая модель, как целеполагание и тенденция движения к модели, как совокупность программ и проектов, включающих много уровней, в том числе и уровень технологических решений, как аналитика и прогноз, как форма организации совместной деятельности.) Поэтому многократное проговаривание проблем, обрастание их примерами не продвигает процесс программной сорганизации участников, более того, тормозит его.

Именно это и произошло, когда одна из групп на игре прервала начавшийся процесс работы над совместной программой информатизации тем, потребовала обсудить рыночные проблемы, апеллируя к их важности. Это было возвращением к уже пройденным этапам работы, а, следовательно, ее остановкой.  Перевод игры в конструктивное русло произошел при сдвижке к теме профсоюзного контроля над финансовыми потоками в вузе в интересах его работников и учебного процесса в целом. Поскольку тотальный профсоюзный контроль в этой области невозможен по многим причинам, было выдвинуто предложение об участии профсоюза в формировании и расходовании «бюджета развития». Но даже такое «слабое» решение вызвало серьезную критику у участников. Хотя тезис о желательности участия профсоюза в решении задачи повышения эффективности использования финансовых средств остался.

 

 

4. Заключение

 

Значение данной работы может быть оценено с точки зрения решения трех вопросов. Во-первых, какой может быть стратегия профсоюзной деятельности в новых социально-экономических условиях. Во-вторых, в какой мере анализ и программирование развития профсоюзной деятельности продвигает нас в понимании механизмов консолидации. В-третьих, в чем заключены институциональные инструменты какой-либо деятельности, в  данном случае – деятельности внутри социального института, функцией которого является одна из форм общественной консолидации. Зафиксируем в тезисной форме ответы на эти вопросы.

Ø     Профсоюз как социальный институт, чьей прокламируемой функцией и даже средством деятельности является консолидация, является лишь потенциальным исполнителем данной функции. Или иначе, он является некоторой институциональной формой для протекания процессов консолидации, но чтобы эти процессы стали реальностью, должны осуществиться некоторые дополнительные условия.

Ø     Для того, чтобы задействовать институциональный потенциал нужны социальные инновации, отвечающие на определенные общественные проблемы. Именно вокруг них может быть организована совместная деятельность, доведенная до общественной консолидации. (Чистое функционирование возможно для института, однако он становится сугубо культурным феноменом, который живет за счет оестествленных процессов и в котором нет места лидерским структурам).

Ø     Инициатором инновации выступает определенная лидерская структура, которая проще всего получает этот общественный статус, если использует готовые институциональные формы. Отметим, что претендующие на лидерство могут действовать в расчете на создание новых институциональных форм, что делает инновацию радикальной и работу лидерской структуры более сложной. 

Ø     Лидерский статус проще всего получают за счет «поступления на место» в готовой институциональной инфраструктуре. Однако, такой институциональный лидер остается потенциальным лидером до тех пор, пока сама институциональная структура остается потенциальной и не активизируется участием в инновационных процессах.

Ø     Первым шагом в деятельности лидерской структуры, которая ставит задачей создать общественную консолидацию в качестве инструмента собственной деятельности, является консолидация внутри этой структуры. Эти консолидирующие процессы являются базисом для оестествляемых в управляемом слое процесов.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.               Сазонов Б.В. Деятельностный подход к исследованию общественной консолидаци. Данный сборник.

2.               Американская социология \\ Под редакцией Т.Парсонса. М., «Прогрес», 1972

3.               Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности \\ М., МНИИПУ, 1989

4.               Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности \\ Сб. Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., МНИИПУ, 1983

5.               Климова. Трудовые коллективы сегодня.



[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №99-03-00086а)

[2] В нее входили: руководитель работы Б.В. Сазонов, канд. философ. наук, зав. лабораторией социологии Института системного анализа РАН, эксперт А.Г. Эфендиев, профессор, декан ф-та менеджмента ГУ-ВШЭ, консультант В.К. Гиенко, аспирант ИСА РАН и от ГС профсоюза – зам. его руководителя М.А. Иванова.

[3] Вне нашего анализа остаются  процессы групповой работы, поскольку здесь обсуждается только то, что было вынесено на Пленарные заседания. Очевидно, что какие-то важные результаты индивидуальной работы остаются неучтенными, хотя и могут быть существенными для участников. Как показывает практика проведения коллективной работы, даже общегрупповые результаты далеко не в полной мере репрезентируются на Пленумах (сказывается отсутствие навыков в такой работе, в частности, умения докладчика-лидера группы донести групповые результаты, а не личное мнение).

[4] Обсуждаемые далее темы были предварительно намечены консультантами в форме проблем в Программе семинара (смотри Приложение 1). К сожалению, по различным причинам далеко не все из них и не в полном объеме были подняты участниками. Мы, тем не менее, продолжим анализ, считая их центральными для дальнейшей дискуссии по проблемам развития профсоюза.

[5] См. Европейские базы данных по социальным наукам. // Международный журнал социальных наук. №9, май 1995; Системные исследования. Ежегодник. 1999. Далее мы обсуждаем прежде всего область общественных наук, полагая что сходные процессы идут и в технических и в естественнонаучных дисциплинах.

Используются технологии uCoz