Рекомендации. Как развить "чувство системы"
Свойства связности, целостности, иерархичности, структурности - это существенные концептуальные признаки системы, но хорошо бы руководителю приобрести также и " чувство системы" для предварительного опознания системы и выделения ее свойств.
Руководителю вполне доступно определить, что он имеет дело с системой, когда он наблюдает следующие явления, происходящие, например, с производительностью труда в группе людей, например, в бригаде. Выработка в бригаде на одного работающего, то становится равной выработке каждого работника до его объединения в бригаду, то значительно возрастает, то падает при одних и тех же условиях, когда, казалось бы, внешне, есть все условия работать стабильно. Здесь мы имеем три типа явлений:
1. Производительность бригады равна сумме своих частей (людей и технических средств) - это явление аддитивности.
2. Производительность бригады больше суммы своих частей - это явление супераддитивности, или интегративности.
3. Производительность бригады меньше суммы своих частей - это явление субаддитивности, или дезинтеративности.
Наблюдая такие явления, вы чувствуйте, что бригада своеобразное целое, на которое подчас не влияют явно отрицательные факторы, а, казалось бы, положительные - влияют неожиданным образом, например, с увеличением численности бригады подает ее продуктивность. Указанные явления характерны для систем.
Другой пример, иногда встречается тип специалиста, начитанного, мыслящего, с ярко выраженными способностями, у которого, казалось бы, есть все данные работать отлично, но работает он ниже своего уровня или хуже тех, кто имеет меньшие знания и способности. При тщательном наблюдении можно заметить, что знания у него накоплены как бы сами по себе, способности отдельно от них, поставленные задачи его сильно не затрагивают, личностные черты и интересы не связаны с ними - в итоге получается его потенциал меньше суммы своих частей. Эти люди очень напоминают литературный типаж "лишних людей" - они остановились на перепутье, выбор ими жизненного пути и приложения сил, их концентрация на какой-то деятельности по социальным и психологическим причинам не состоялась. Вы могли почувствовать, что сознание таких людей как бы распадается на отдельные, сами по себе отменные “части”, то есть характеризуется дискретной структурой. Такое отсутствие свойства системности у объектов также нужно уметь выявлять.
Руководителю следует создавать свои представления о системах не только на объективных показателях и индикаторах, а также вырабатывать особое “чувство системы”, которое базируется на интеграции всех пяти имеющихся у человека чувств и на повышенной чувствительности к окружающему миру и к внутреннему миру, своему и окружающих. Сознательное повышение их чувствительности в свободное время при получении разнообразных удовольствий от занятий спортом, хобби (садоводство, рыбалка, охота, путешествия), искусством и литературой, философией и историей должно быть ежедневным, но особенно насыщенным в выходные дни, а так же во время отпуска.
Полезно чаще знакомиться с искусством определенной эпохи, отдельной школы, с персональными выставками, с произведениями, которые искусствоведы и литературоведы характеризуют как целостные образования, наполненные гармонией частей и целого.
В процессе работы стремление к совершенству своего подразделения, к внедрению технических и управленческих нововведений, связанный с ними риск и неопределенность, повышают тонус и чувствительность анализаторов и развивают “чувство системы” у руководителя.
Может быть, здесь дать примеры систем эфф и неэфф.