Рекомендации.
Обоснование необходимости группового решения проблем, его преимущества и слабые стороны
Групповое решение проблем становится все более важным по мере роста сложности а и масштабности проблем. Все возрастающее число социально активных людей, руководителей и специалистов, экспертов и консультантов будет работать в группах. Но не потому, что они этого хотят, а потому, что вынуждены. Так как один человек не сможет быть компетентным во всех вопросах и выполнить всей работы по выработке и реализации решения, а также проконтролировать его выполнение.
Преимущества группового решения проблем
1. Наибольший объем знаний.
Группа обладает большими знаниями и информацией, чем наиболее осведомленный в этой группе индивид. Ни один человек не предложит всего разнообразия идей, которые возникают в многочисленных разнородных группах специалистов и социально активных людей.
2. Большее количество подходов.
Обычно люди придерживаются в своем мышлении привычных подходов. Решение же проблем требует разнообразия в мышлении, а групповой процесс порождает большее разнообразие, чем индивидуальный, причем, чем различнее исходный опыт участников, тем больше шансов рождения нового, творческого решения.
3.. Большая активность участников.
Участники чувствуют желание поделиться имеющейся информацией и бороться с тенденциозно подобранной, искаженной или неполной информацией. Групповое решение проблем естественно включает в себя сопоставление различных мнений его участников, отстаивание ими своих точек зрения, соревнование за больший вклад в решение проблемы и необходимость защищать предпочитаемые решения.
4. Лучшее понимание решения, к которому пришли.
При групповом принятии решения все участники понимают окончательное решение, а также отдают себе отчет в том способе, каким оно было достигнуто, и в том, почему были отброшены те или иные альтернативы. В результате уменьшаются возможные недоразумения в понимании решений; необходимость сообщать решения другим и убеждать кого-либо из присутствующих в правильности выбранного решения
.Слабые стороны группового решения проблем
1. Конформное давление большинства и порождаемое им конформное мышление.
Желание быть хорошим членом группы, быть принятым ею, приводит к отказу от самостоятельной мыслительной работы, от принятия необычных, оригинальных вариантов решений. Если же член группы не отказывается от своих необычных точек зрения и постановок проблемы, он нередко автоматически изолируется или даже изгоняется из группы.
2. Доминирование сильной личности.
Нередко в группе выдвигается индивид с более высоким, чем у других статусом, или обладающий выраженными ораторскими способностями. Он начинает подавлять других членов группы, пресекать выступления, не согласующиеся с его точкой зрения, глушить инициативу. Это приводит к затуханию групповой работы или ее искажению в пользу точек зрения этого индивида.
3. Психологический климат самозащиты и эмоциональной напряженности.
В условиях неприятия чужих мнений, повышенной критичности к ним, у членов группы могут активизироваться психологические механизмы защиты. В этом случае они становятся неспособны к дальнейшему высказыванию своего мнения и предложению новых вариантов решения, а занимаются лишь отстаиванием своей точки зрения, будучи закрыты по отношению к чужим аргументам и точкам зрения.
4. Сверхоптимизм.
Переоценка вероятности успеха и недооценка вероятности неудачи. Это приходит тогда, когда члены группы слишком уповают на групповой эффект, снимая с себя ответственность за решение и ход работы. В этих условиях наблюдается феномен “Сдвига риска”, когда резко повышается вероятность принятия необычного, смелого, неожиданного решения группой
5. Убеждение во всесилии группы и обманчивость инициативы.
Члены группы начинают считать, что все зависит только от их действий, переоценивают свою компетентность, недооценивая при этом внешние условия и реальные трудности проблемы.
6. Тенденциозный подбор информации
Вступает в действие так называемая внутренняя цензура: члены группы изолируются от информации, которая могла бы поставить под сомнение правильность выбираемого варианта решения.
Наряду с этими социально-психологическими феноменами может возникнуть еще ряд ошибок, которые может совершить каждый участник группового принятия решения и которые приводят к снижению качества принимаемых решений.
Это следующие ошибки:
1. Перепутывание и не различение факторов, мнений, оценок.
2. Подмена фактов мнением.
З. Не различение цели и препятствия.
4. Предложение решений, не поддавшихся оценке
5. Предложение решений, которые не могут найти своего применения.
Как избежать или уменьшить влияние отрицательных и слабых сторон группового решения проблем.
Развитие у участников группового решения проблем следующих ценностных ориентацией и навыков:
на доверие и сотрудничество;
умения удержаться от выражения согласия или несогласия, пока не достигнуто полное понимание идей;
на поиск различий в восприятии проблемных ситуаций и идеях по их разрешению с целью достижения разнообразия в мышлении и решениях;
концентрироваться, главным образом, на настоящем и будущем, а не на прошлом;
на адаптацию, спокойное отношение к ситуациям, упущенным возможностям и выгодам, которые уже нельзя исправить;
по взаимному стимулированию мышления в направлении поиска идей;
принятия всего, что говорится другим человеком как важного и интересного;
на рассмотрение конфликта между людьми, как противоречия между двумя
точками зрения, точнее, двумя позициями.