6. Ключи к упражнениям
Ключ к упражнению № 1
Может показаться, что достаточно руководителю уяснить для себя условия решения задачи управления и он уже готов к ее решению. Однако это не так, опытные, эффективные руководители сильно отличаются от неопытных и малоэффективных. У опытного руководителя готовность к решению создается особыми звеньями, объединяющими руководителя и его задачу в одну систему. В процессе накопления управленческого опыта у руководителя все или почти все указанные препятствия заменяются звеньями или звенья превалируют по силе и частоте использования над препятствиями. (Разумеется, ваши формулировки препятствий и звеньев могут несколько отличаться от представленных ниже, но общее смысловое сходство должно быть обязательно).
Препятствия |
Звенья |
в решении задачи |
1. Дух соревнования, мобилизация на решение задачи |
|
2.Постановка целей и выбор средств |
3. Упор на разрешение мелких или кризисных ситуаций |
3. Выявление потенциальных проблем |
4. Самоосуждение и шатания |
4. Ставка на собственной линии управленческой жизни |
5. Сиюминутная выгода |
5. Бескорыстная верность долгу |
3. Ложные ценности управленческой жизни |
6. Истинные ценности управленческой жизни |
7. Нарушение социальных, культурных норм |
7. Соблюдение социальных и культурных норм |
8. Ощущение неудачи, краха бессилия при ошибке |
8. Ощущение возможности научиться на ошибках |
9. Невозможность проанализировать противоречивые требования окружающих |
9. Анализ условий ситуации как бы со стороны или как игры |
10. Податливость или, наоборот, чрезмерная напористость |
10. Сдержанность и информированность |
11. Защита собственной ошибки |
11. Право на ошибку |
12. Отсутствие своего мнения и прав, либо нереалистическая требовательность к себе |
12. Право говорить "нет", не соглашаться с мнением, менять мнение, не знать что-то |
13. Попустительство |
13. Право требовать с подчиненных в пределах их обязанностей |
14. Грубость, формализм |
14. Тактичность, товарищеский тон |
15. Игнорирование интересов |
15. Разумный компромисс некоторых сторон |
16. Упрямство, неповоротливость косность |
16.Разумная настойчивость на своих решениях, гибкость, убедительность |
17. Неспособность понять точку зрения другого |
17.Способность встать на чужую точку зрения |
18. Ваши слабые стороны |
18.Ваши сильные стороны |
19. Навязывание своего решения |
19. Обдуманная уступчивость |
20. Воздержание от просьб о помощи и от принятия помощи |
20. Просьбы о помощи необходимы и желательны |
21. Возложение бремени ответственности других на себя |
21. Разделение ответственности между всеми |
Деловые и ролевые игры только тогда приносят их участникам наибольшую пользу, когда большинство препятствий будут заменены звеньями или звенья будут превалировать по силе и частоте использования в поведении над препятствиями.
Препятствия |
Звенья |
1. Ожидание подвоха |
1. Ожидание пользы, удовольствия и развлечения |
2. Позиция пассивного наблюдателя |
2. Позиция активного участника |
3. Скептическое отношение |
3. Любопытство |
4. Неприятие условностей и правил игры |
4. Согласие с условностями и правилами игры |
5. Самоограничение |
5. Использование предоставленных возможностей |
6. Трудность первого хода |
6. Первый ход по жребию, на спор |
7. Консервативность и стабильность |
7. Поиск нового и самосовершенствования |
8. Недовольство и обвинение преподавателя в неспособности предложить верное решение |
8. Убеждение, что все приобретается на собственном опыте |
9. Предположение об оторванности игровой ситуации от жизни |
9. Предположение о наличии аналогов жизни в игровой ситуации |
10. Бездействие |
10. Действия по проверке условий |
11. Бесцельность |
11. Постановка целей |
12. Медлительность действий |
12. Быстрота действий |
13. Страх ошибок и проигрыша |
13. Учеба на ошибках и проигрышах |
14. Представление о том, что преподаватель должен подсказать, научить поступать правильно |
14. Представление о том, что каждый учиться активно сам поступать правильно, самообучение |
15. Постоянство поведения или жизнь в игре |
15. Разнообразие поведения или игра в жизнь |
16. Представление об игре как о бессмыслице
|
16. Представление об игре как о ценности |