5.4. Системный анализ в форме игры

Специальной формой проведения игры, направленной на разработку методологических знаний, является организационно-деятельностная игра (сокращенно - оргдеятельностная игра).

Оргдеятельностная игра, разработана Г.П. Шедровицким. Эта игра основана на нескольких предпосылках, которые необходимо знать, чтобы понять логику ее проведения.

1. По исходным представлениям автора игры, объект или проблема не даны ни одному исследователю или практику целиком и полностью, а являются всегда неким коллективным представлением многих исследователей и практиков, т.е. всегда необходимо именно коллективно мыслить и действовать.

В процессе коллективной работы над проблемой каждый участник в большей или меньшей степени обнаружит свою неадекватность проблеме и условиям общей работы. Это может происходить в довольно-таки острой форме - в форме кризиса своих узко специальных знаний и сомнения в их адекватности, что подчас принимает характер кризиса личности для специалиста. Здесь возможны срывы и выходы из игры некоторых участников, но оставшиеся специалисты должны осознать и найти свое место в этой ситуации и начать строить заново методологические средства своего мышления и деятельности.

2. С точки зрения автора оргдеятельностной игры, характер наших представлений, относящихся к решению какой-то проблемы, определяется в первую очередь характером используемых нами средств методологического мышления и методологической работы. (Смотрите "второй этаж" знаний). Есть немало свидетельств в пользу того мнения, что игра помогает людям занять более высокую рефлексивную позицию, настроится на методологическую работу, заключающуюся в анализе, переработке и совершенствовании имеющихся и в выработке новых методологических знаний. В специально организованной игре можно улучшить или выработать именно методологические знания, более адекватные проблеме, ее лучшему пониманию, тогда на их основе, мы больше сможем продвинуться в ее решении.

Наряду с этим игра за счет своей условности, структурной неопределенности и вариантности позволяет участникам принимать любые, в том числе и кажущиеся невыполнимыми, бессмысленными решения и начинать их выполнение в игровом плане и, таким образом, порождается ситуация, необходимая для свободного поиска, для изменения и совершенствования средств и методов своей мыслительной работы.

3. Оргдеятельностная игра предназначена для решения уникальных проблем, для которых очень трудно или практически невозможно найти единое строгое решение, так как любое из них приводит к возникновению конфликтных ситуаций ее участников, заинтересованных, в решении проблемы.

4. В оргдеятельностной игре обязателен постоянный поиск, творение и фиксация всех теоретических обоснований, концепций, методов и форм работы, найденных в коллективном мышлении и деятельности, которые в совокупности и наряду с выработкой путей решения проблемы являются также основными результатами игры, которые надлежит зафиксировать и использовать в будущей реальной деятельности.

 

Процесс игры

В общем, виде процесс игры может быть описан следующим образом. 3аказчики игры приглашают организаторов, методологов и исследователей игры оказать помощь в решении проблемы в организации. Приглашенные специалисты разрабатывают замысел игры и формулируют основные рабочие цели, которые должны быть достигнуты с помощью игры, а также общий сценарий игры.

Далее начинается собственно игра. Участников игры размещают вдали от привычных мест работы, например, в клубах, домах отдыха, гостиницах. Число участников может быть от 5 - 7 до ста и более человек. Участникам предлагают установочные доклады, в которых содержится: замысел игры, важнейшие рабочие цели, ее программа и регламент. Участники предупреждаются о различных трудностях их вовлечения в игру, наподобие тех, что представлены в разделе Упражнение № 2. Рекомендации. Отношение людей к играм. Перед участниками ставятся рабочие и игровые цели.

В первой фазе игры основная часть работы организаторов игры направлена на то, чтобы вызвать активную деятельность всех участников игры. Эта деятельность неизбежно приводит вскоре к столкновениям целей, мнений, позиций участников, затем к конкуренции и борьбе, а, в конце концов - к тупику в работе. Возможен сильный стресс. В отношении роли стресса в играх организаторы игр расходятся во мнениях: одни считают его совершенно необходимым моментом развития участников; другие полагают, что сильный стресс не допустим по гуманным соображениям

В этот "шоковый" момент организаторы игры, начинают готовить участников к самоорганизации, т.е. организаторы игры должны провести специальную работу по выделению тематических, профессиональных, функциональных и целевых групп и организовать внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия. Каждый участник должен сам определить (причем довольно быстро) свою тематическую или функциональную, или профессиональную группу, в которой ему предстоит работать. Таким способом происходит формирование рабочих игровых групп. В результате формируется большой коллектив, состоящий из малых групп, осуществляющий процессы целеобразования и проблематизации, то есть постановки под сомнение, критическое осмысление имеющихся готовых решений.

В игры с большим числом участников рекомендуется привлекать со стороны специальную группу по организации взаимодействий между группами. Эта группа вызывает и поддерживает эффективные игровые и рабочие взаимодействия между группами и отдельными участниками игры, осуществляет перемещение игроков из группы в группу, оказывает поддержку слабым игрокам или, наоборот, противодействует сильным игрокам, стремящимся захватить или подчинить себе какие-то группы в собственных интересах.

Также приглашают на игру группу методологов, которая организует содержательные конфликты между разными профессиональными, тематическими, функциональными и целевыми группами и переводит эти конфликты в конструктивную содержательную форму методологического анализа.

Проблема для игры всегда выбирается такого организационного и проблемного типа, какого ее участники не могут решить, и в тоже время они под разными предлогами не приемлют указание на то, что им придется перестраиваться и развиваться, если они хотят решить поставленную перед ними проблему.

Однако постепенно большая часть участников в ходе общей работы, пройдя опыт многих неудач и осознав необходимость специальной ориентировки на критическое осознание своих предложений, приходит к пониманию этого тезиса и осознанию его важности и продуктивности. Они начинают видеть выход из положения в том, чтобы начать развивать свои формы организации коллективной работы, свои средства мышления. Это достигается через соединение рабочих процессов по решению проблемы с их рефлексией.

Без рефлексии, осознания оснований мышления и деятельности, осуществляющейся как индивидуально, так и коллективно, люди оказываются в стихии волюнтаризма и несвободы. В ходе рефлексии своего мышления и мышления других каждый должен ответить на вопрос, что он может и должен делать в сложившейся ситуации и чего он, наоборот, не может и не должен делать. Игра все время протекает в межличностном и межгрупповом взаимодействии.

В процессе коллективных обсуждений каждому участнику игры обеспечивается методологами умение анализировать самого себя и свою деятельность, переносить на себя некоторою тяжесть всей коллективной работы других. При этом особенно развивается умение осуществлять самокритику, самоопределение в ситуации и определение целей и задач саморазвития. В игре каждый отдельный участник может иметь свои собственные цели и использовать игру для достижения их. И чем большим будет разнообразие этих целей, чем сильнее конфликты между ними, тем богаче и эффективнее будет сама игра и тем больше оригинальных конструктивных результатов она даст.

Таким образом, каждый участник игры и все вместе формируют и нормируют у себя именно системные мышление и деятельность, т.е. такие, которые учитывают действия и мышление, цели и интересы каждого и общую пользу различного хода мысли и деятельности для всех. В условиях оргдеятельностных игр буквально реализуется идея о том, что никто не мыслит себя без остальных.

На этапе выхода из игры предполагается фиксация в виде проектов, методов, концепций, систем мероприятий и тому подобных результатов, опыта и средств решения проблем. Также обычно предусматривается специальная работа по распределению функций между участниками игры или создание группы внедрения с целью последующей реализации системы решений, выработанной в игре, в реально существующую организацию.

По нашему мнению, оргдеятельностные игры как форма проведения системного анализа приводит к таким решениям сложной проблемы, которые удовлетворяют всех участников в целом в наиболее полной мере, но при этом каждый отдельный участник может испытывать частичную неудовлетворенность из-за компромиссов, на которые приходится идти с другими участниками. Важно указанную неудовлетворенность от совершенно необходимых компромиссов не переносить на характеристику самой оргдеятельностной игры.


Конец книги

Вернуться к оглавлению

Используются технологии uCoz