Б. Сазонов

Т. Жукова

 

ВА В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ:

РОЛЬ ВА В СТАНОВЛЕНИИ СУБЪЕКТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

В наших публикациях в разделе «Вторичный анализ» затронуты, по крупному, три проблемные области исследования, которые нуждаются в дальнейшем обсуждении:

·        методология и технология формирования Архивов Данных как базы для проведения ВА;

·        «методологизация» научного знания (уход от натуралистических представлений) – понимание того, что один и тот же «объект» (некоторая совокупность «данных») может анализироваться в разных моделях. И тогда главным вопросом исследования становится не то, каков объект, а каковы методы формирования данных и методы построения моделей их анализа. (Вопрос о том, каков объект сохраняет свое значение для инженерии и связанной с нею практики. Хотя именно инженерная практика может служить источником проблематизации действующей парадигмы.

·        радикальные изменения в преподавании научных дисциплин – за счет отказа от монополии натурализма, идущего еще от А. Коменского (рассказывать о вещах), демонстрации научных дисциплин как многопарадигмальных и формирования новой образованности как умения употреблять и строить понятийные модели.

 

Однако вторая и третья проблемные области будут обсуждаться в другом, «молодежном» блоке на конкретном материале формирования новой научно-образовательной дисциплины – «Культурология».

 

В этом же блоке мы предполагаем решать проблему, которая лишь затронута в публикации Б. Сазонова по проблемам ВА, хотя и имеет, наряду с теоретико-методологическим, важное социально-политическое значение. Это проблема формирования субъектов управления процессами общественного развития (в данном случае – управления развитием территорий).

Концепция таких субъектов – будем называть их субъектами деятельности – противопоставляется технократической и либеральной концепциям, а также практике демократии, сведенной к представительским формам. Предлагается технология прямого участия в территориальном управлении за счет доступа к материальным, интеллектуальным, организационным и информационным ресурсам управления. Данная технология предполагает не только перераспределение присутствующих на сегодня ресурсов, но их качественное приращение именно в процессах субъективации – тех, кого обобщенно именуют «бизнесом и населением» и кого призывают партнерствовать с территориальной администрацией. (В развернутой форме эти положения обсуждается в работах.)

Методология ВА позволяет получить уникальный доступ к одному из ключевых ресурсов управления в общественной сфере, а именно, информационному ресурсу. (В принципе, он должен быть открытым для налогоплательщиков, то есть для  населения и бизнеса.)

 

Схема формирования доступной для населения и бизнеса управленческой информации, фактически, повторяет путь, который прошла социологическая наука, создавая действительность Вторичного анализа социологических данных.

Общий принцип таков. Научное сообщество не принимает на веру выводы исследователя, но требует от него, чтобы он представил в стандартизованной форме метод получения и полученные эмпирические данные, а также модель работы с ними. Тем самым другой исследователь может проверить качество полученных выводов, а кроме того «вторично» использовать данные многих первичных исследований в собственной работе. Научное исследование оказывается прозрачным и «верифицируемым» для научного сообщества. Так и Управленец должен представить в определенной стандартизованной форме исходные данные, на основании которых было принято управленческое решение, методы и модели работы с этими данными, основания, по которым было принятии то или иное решение. Лишь при таком подходе возможна прозрачность и верифицируемость управленческих решений.

 

Прямая аналогия между научно-исследовательской и управленческой деятельностью не срабатывает, и это будет поводом, почему территориальная администрация, вероятнее всего, откажется от такого способа принятия и доведения до публики принимаемых решений. Интерес этой работе может быть проявлен «снизу» – со стороны тех, кто претендует не на занятие места во властной вертикали, а на становление себя в качестве субъекта деятельности.

Среди проблем, которые требуют решения на этом пути, мы видим следующие:

Ø      выделение того класса управленческих решений, для которых эта модель организации принятия решений наиболее близка. К таковым относятся прежде всего те, в основании которых лежат технико-экономические обоснования и финансовые расчеты, в том числе при распределении и перераспределении бюджетных финансовых потоков;

Ø      формирование правовых оснований, в соответствии с которыми «конфиденциальная» на сегодня информация должна стать открытой. Сложность в том, что экономическая деятельность публичной власти тесно пересекается с коммерческой сферой. Однако, в том случае, когда коммерческая сторона хочет работать с деньгами налогоплательщика, она должна пойти на заранее определенную степень полноты предоставления данных и открытости;

Ø      стандартизация данных, которые предоставляются  (должны быть получены и анализироваться) под решение того или иного класса управленческих задач;

Ø      методы формирования и использования архивов таких данных;

Ø      способы представления методов (моделей) принятия управленческих решений;

Ø      формы доступа и «вторичного участия» «населения и бизнеса» в принятии управленческих решений. Проблемы профессионализма и самоорганизации участников «вторичного принятия управленческих решений».         

 

Тематически данная проблематика укладывается в русло «Электронного правительства» - в тот его третий этап, на котором, как предполагается, начнется радикальная перестройка деятельности административных структур.

 

Используются технологии uCoz