Обсуждение современных актуальных дискуссионных вопросов и проблем

 

В.П.Горяинов: Вопросы о том, как измерять, изучать и погнозировать социальную динамику являются  важнейшими, фундаментальными для социологии.

В целях решения этого вопроса были разработаны ряд методов, о которых пишет автор модульного анализа А.А.Давыдов в статье «ВЕЙВЛЕТ-АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ», в Социс №11 за 2003 год. «Наблюдения показывают, что в динамике социальных процессов существуют одиноч­ные и нерегулярные "всплески" - резкое изменение значений количественных показате­лей в некоторые моменты времени; в разные периоды наблюдаются различные законо­мерности социальных процессов, в частности, за периодами более или менее регулярной динамики следуют периоды хаотических колебаний. Соответственно, существуют трудности, например, в точном выявлении моментов возникновения циклов (повторяемостей), их длительности и т.д.

В последние годы в целях исследования процессов с вышеописанными свойствами был разработан метод вейвлет-анализа [3-4], который используется для декомпозиции, "сжатия" и восстановления сигналов и изображений, выделения сигнала из "шума" и т.д. Вейвлет-анализ применяется в технических науках, естествознании, в экономике, а также для изучения динамики биржевых индексов, курсов валют. Его главное отличи­тельное и полезное для анализа социальных процессов свойство состоит в следующем. В отличие от традиционно используемого в спектральном анализе временных рядов Фурье (разложения и различных методов спектрального анализа с выделением спект­ральных "окон" - например, "окон" Тьюки-Хемминга, Бартлета и т.д., некоторые из ко­торых реализованы в широко известном социологам пакете SPSS для проведения спек­трального анализа временных рядов), вейвлет-анализ позволяет разложить частотный спектр по времени и обнаружить моменты, когда возникают и исчезают различные цик­лы в динамике; произвести декомпозицию временного ряда на уровни и определить де­тали динамики каждого уровня; выявить частотные особенности временного ряда, кото­рые предшествуют во времени неожиданным и одиночным "всплескам" в динамике и т.д. Иными словами, при использовании традиционного спектрального анализа времен­ных рядов социолог может зафиксировать различные циклы (повторяемости), которые наблюдаются во всем анализируемом временном ряде, и сделать неправильный теоре­тический вывод о том, что данные циклы присутствуют с самого начала возникновения временного ряда. Напротив, вейвлет-анализ позволяет эмпирически проверить, дейст­вительно ли данные циклы присутствуют с начала возникновения временного ряда, в какой момент времени они возникают и заканчиваются.

Слово "вейвлет" означает маленькая волна. Вейвлеты - это класс новых матема­тических функций, одни из которых носят имена их создателей (вейвлеты Хаара, Добеши, Морле, Мейера), другие имеют специальные названия (вейвлет "мексиканская шляпа" - сомбреро). Многие вейвлеты (например, вейвлет Добеши), в зависимости от значения параметра порядка, генерируют семейство функций, расположенных между ступенчатыми и синусоидальными. Вейвлеты выступают в качестве базовых опорных функций, поскольку на основании значений их вейвлет-коэффициентов можно произвес­ти декомпозицию (вейвлет-преобразование) временного ряда на уровни, которые разли­чаются частотным спектром динамики, осуществить трешолдинг - пороговый анализ, "сжатие" временного ряда, "шумоподавление", в частности, синтезирование (восстанов­ление) сигнала из "шума", осуществить нелинейный регрессионный анализ "зашумлен-ного" временного ряда, моделирование временного ряда, использовать различные час­тотные фильтры, вейвлет-пакетное разложение и другие специальные процедуры. С математическими основами вейвлет-анализа можно подробнее ознакомиться в моно­графии К. Чуй [З], с методами и их реализацией - в известных математических паке­тах МАТЪАВ (версия 6.5), Ма1САО (2001), МаШетайса (версия 4.2) - в работе В. Дья­конова [4][1]».

Автор останавливается на ряде примеров применения вейвлет-анализа к социальным процес­сам. Им представлены полученные результаты анализа динамики доли ре­спондентов за период 1994-2001 гг., выбирающих вариант ответа "терпеть наше бед­ственное положение уже невозможно" в мониторинге ВЦИОМ[2].

Из рисунков ясно видно, в какие моменты времени возникают и исчезают различ­ные циклы, а также какова их длительность, однако остется очевидным , исследователю предлагается возможность эвристически выбрать ту декопозицию динамического ряда, которую он примет в качестве наиболее достоверной. То есть субъектиной интерпретации исследователя принадлежит важная роль. Автор отмечает, что низкочастотные фильт­ры отражают глобальную информацию о временном ряде, а высокочастот­ные фильтры отражают скрытые, детальные особенности временного ряда, которые часто оказываются полезными при краткосрочном и среднесрочном прогно­зировании социальных процессов, в частности, для предсказания резких "выбросов" в динамике временного ряда.

У вейвлет-анализа есть свои сильные стороны, отмеченные А.А.Давыдовым – это детальное изучение и классификация наблюдаемых частотных "предвестников" резких изменений в социальных процессах с помощью вейвлет-анализа - перспективная задача для дальнейших исследований.

В.П.Горяинов: Важно отметить следующее ограничение: вейвлет-анализ помогает изучать только отдельно взятые динамические ряды, тогда как любой вопрос мониторинга имеет несколько возможных ответов, то есть характерезуется несколькими взаимозависимыми динамическими рядами, образующими некую систему или точнее на каждой фазе социального процесса образуется своя особая система по-разному флуктуирующих динамических рядов. Именно предложенный В.П.Горяиновым СФА предоставляет возможность анализировать целостную систему трех и более динамических рядов, их циклы (фазы), их длительность, а также структуру корреляционных связей между ними на каждой фазе. Такие структуры представляют собой совершенно новый предмет исследования в социологии – это типы структур, возникающие на отдельных фазах социальных процессов, которые служат, как это было эмпирически показано в наших работах, важным индикатором социального процесса. Такие структуры корреляционных связей отличаются значительным своеобразием на отдельных фазах (циклах) процесса и могут быть представлены в виде паттернов или частотных распределений, между которыми можно статистически достоверно и наглядно устаналивать сходство или различие, а также, исходя из гипотезы о цикличности фаз, осуществлять на этом основании предупреждающее прогнозирование процесса.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. V. 1-14. N.Y.: American book company, 1934-1941.

2. Штомпка Т. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.

3. Чуй К. Введение в вэйвлеты. М.: Мир, 2001.

4. Дьяконов В.П. Вейвлеты. От теории к практике. М.: Солон - Р, 2002.

5. Granovetler М. Threshold Models of Diffusion and Collective Behavior // J. of Mathematical Soc logy.1983. V. 9. № 1. P.165-179.

6. Давыдов А.А. Оптимальный уровень безработицы в СССР // Социол. исслед. 1990. № 

С. 37-42.

7. Ли Д.А. Уголовно-статистический учет: структурно-функциональные закономерности. М.: Русский мир,1998.

8. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: ИС РАН, 1994.

9. Давыдов А.А., Чуриков А.Н. Модульный анализ и моделирование социума. М.: ИС РАН 2000.

10. Шустер Г. Детерминированный хаос: введение. М.: Мир, 1988.

11. Кроновер Р. Фракталы и хаос в динамических системах. М.: Постмаркет, 2000.

12. Астафьева Н.М. Вейвлет-анализ: основы теории и примеры применения // Успехи физических наук. 1996. Т. 166. № 11. С. 1145-1170.

13. Davidov A. Intermedity - Basic State of Social Systems? // Systems Research. 1993. Vol. P. 81-84.

14. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос,  1998.

15. Galiup Report. 1987. №264.

16. Japan Statistical Yearbook. Tokyo, 1989.

17. Statistisches Jahrbuch der Schweiz. Basel, 1988.

18. Annuaire statistique de la Belgique. Bruxelles, 1989.

19. Урланис Б.Ц. Избранное. М.: Мысль, 1985.

20. Labour Force Statistics. 1967-1987. Paris, 1989.

21. The Mannheim Eurobarometer Trend File: 1970-1999 / Ed. Scholz E., Schmitt H. Mannhi 2001.

22. Annual Abstract of Statistics. London, 2000.

23. http://www.fom.ru

24. Wavelet Analysis and Its Applications. Vol. 2. San-Diego: Academ. Press, 1992.

25. Bertalanffy L. van. General System Theory: Foundation, Development, Applications. London, 19??????????????

26. Рикитаке Т. Предсказание землетрясений. М.: Мир, 1979.

 

В.П.Горяинов :Имеет ли право на существование и возможность реализации представленный ниже проблемно-социетальный подход (ПСП) к анализу социологических данных об обществе как целом 

 

Проблемные и оценочные вопросы. Жизнеспособность подлинно демократического общества заключается, главным образом, в способности как самого населения, так и лидеров страны определять и решать действительные проблемы жизни общества. В данном обсуждении будем ориентироваться на проблемный подход, который выводит нас на представление о базовой функции лидера как решателя важных для жизни общества вопросов, которые условимся называть «проблемными вопросами». Отношение людей к таким сложным социальным предметам как проблемные вопросы характеризуется многовариантностью путей и способов их решения и повышенной неопределенностью в выборе наилучшего пути решения. К проблемным вопросам относятся общие, коренные социально-политические вопросы, или проблемы, или принципы устройства жизни общества, затрагивающие очень глубоко большинство людей.

К современным базовым проблемным вопросам можно отнести: "Надо ли было начинать радикальные экономические реформы в России?"; "В чьих руках должна быть промышленность и земля сельскохозяйственного назначения?"; "О наилучших формах государственного управления"; "Об наилучших типах экономических отношений"; "О принципах отношений государства и личности"; " О стилях государственного управления"; "О выборе приоритета в области прав и свобод человека".  Эти и другие вопросы могут быть рассмотрены в рамках ПСП глубже и яснее без прямого влияния политических сил, которые могут предельно заострять свое внимание и агитацию на некоторых проблемах (спекулировать на проблемах), а могут уходить от их рассмотрения, в зависимости от ситуации или политической выгоды. Тогда как указанные выше проблемы от этого не перестают существовать, и разноголосица в их решении всегда будет характерна для плюралистического общества, и более того, должна использоваться конструктивно для диалога и творческого поиска компромиссов в их решении между всеми участниками общественного процесса.

Проблемные вопросы являются базисными для политики, но они далеко не всегда выходят на поверхность политического анализа и борьбы, подчас затушевываются текущими громкими, скандальными событиями, текущими интересами отдельных влиятельных социальных групп. Бывает и так, что они считаются чем-то само собой разумеющимся, например, экологические проблемы или проблемы нравственного воспитания молодежи,  в результате не осознается их важность и не учитывается в должной мере необходимость в их решении ни политиками, ни рядовыми гражданами. В результате этого происходит, как нам представляется, искажение восприятия происходящих политических тенденций в обществе, выбор ложных общественных ориентиров, или принимаются неадекватные решаемым проблемам массовые решения населением страны и индивидуальные решения политическими лидерами, от которых зависит решение проблемных вопросов. В итоге так и остаются не решенными многие годы важнейшие базовые проблемы жизни общества, они даже не выносятся на обсуждение как проблемы.

Проблемно-социетальный подход (ПСП) к анализу данных. Каждый исследователь стремиться к построению более адекватных реальности картин жизни общества и стоящих перед ним проблемных ситуаций в целях принятия адекватных реальной ситуации массовых политических решений населением страны или государственных решений политическими лидерами страны.

По нашему мнению, важно  учитывать не скандальные, скабрезные эпизоды из жизни политических лидеров и движений и способы выхода из них чистыми и сухими, а способность, как самого населения, так и лидеров страны определять и решать действительные проблемы жизни общества. Настоящие реформы - это когда обществу и всем дееспособным членам общества стало лучше жить, в широком смысле,  в результате решения базовых проблем. Когда же одна часть населения в буквальном смысле поедает другую в результате вопиющего  социального неравенства, которое приводит к возникновению социального каннибализма как жизненной нормы, а вовсе не к конкуренции и пробуждению созидательной инициативы. Когда все население в целом фактически поедает своих детей (превышение смертности над рождаемостью) и спокойно проедает их будущее с помощью иностранных кредитов - такой процесс реформой, как успешным преобразованием общества, назвать невозможно. Уместнее такой процесс и его результаты назвать «криминальной революцией», вслед за С. Говорухиным.

Проблемный подход требует принять в качестве критерия развивающегося целостного общества его способность рефлектировать наличные проблемы и выбирать эффективные способы их решения. Именно утрата чувствительности политическими лидерами и самим населением к творческому поиску решений по проблемам жизни общества, игнорирование социальных проблем населения в целом позволило узким эгоистическим частным интересам возобладать над интересами всего общества в период так называемых «экономических реформ». Население и политические лидеры должны повысить свою чувствительность именно к проблемам жизни общества, фиксировать даже небольшие сдвиги в отношении населения к решению проблем жизни общества. Таким образом, наш подход будет отчасти проблемным, и носить, отчасти, модально-нормативный характер.

В целях повышения чувствительности рефлексии общества к диагностике проблемных ситуаций и выявлению возможных различных направлений и способов решения проблем, следует вспомнить об известных со студенческой скамьи индикаторах  изучения чего бы то ни было по присущим ему центральным тенденциям. В качестве характеристик таковых тенденций может выступать среднее значение, средневзвешенное значение, медиана, мода и их тренды, коэффициент асимметрии и другие показатели. Изучение  динамики изменений центральных тенденций и их причин приводит, как хорошо известно, к раннему обнаружению и формулированию новых проблем, подлежащих дальнейшему изучению и решению.  Действенность анализа центральных тенденций многократно проверена практикой, но в настоящее время часто игнорируется в угоду частным интересам и политическим выгодам.

Специфика предлагаемого ниже исследовательского подхода, применяемого, прежде всего к структуризации и анализу данных в том, что акцент ставиться на изучении динамики центральных тенденций при ответе всего населения на проблемные вопросы или на вопросы, которые могут быть интерпретированы как проблемные. Мы условно назовем такой подход «проблемно-социетальным подходом».

В отличие от известного чисто проблемного подхода, при использовании которого обычно акцентируется  внимание на поиске специфического решения проблемного вопроса в пользу какой-то одной стороны (движения, организации или влиятельных частных лиц), предлагаемый ПСП используется для диагностики состояние всего общества или поиска решения вопроса в пользу всех сторон общества.

Возможно, даже политически не представленных и даже отказывающихся от выражения своего мнения. Например, такой группы как "молчаливое меньшинство", которое молча негодует или недоумевает, или возвышается над сложностью выбора ответа на проблемный вопрос, так как  не видит пока удовлетворительного способа в решении каких-то проблем, или в страхе и неуверенности уходит от ответственности за их решение. При использовании ПСП основное внимание будет уделяться исследованию долговременных центральных тенденций и разбросу мнений около них в поиске обществом решения им своих проблем.                                                                 

Сам социологический опрос или опрос общественного мнения в ПСП представляет собой способ выявления и учета мнений сторон по проблемным вопросам и выяснения той ведущей, компромиссной, центральной тенденции, к которой сознательно, а иногда неосознанно склоняются мнения всех сторон в решении проблемы.

Таким образом, с точки зрения исследователя, использующего ПСП, все общество, а не только его наиболее активная, скажем, электоральная часть предстают в роли решателя проблем, выдвигающего лидеров, способных, по его мнению, решать проблемы жизни общества. Цель ПСП выявить наиболее общую траекторию движения всего общества как целостности или совокупности отдельных целостностей в проблемных областях. Такое исследование показывает самому обществу, как оно самоупраляется, в каком направлении, каким решения проблем благоприятствует и почему. Понятно, что от этого каждый индивид не перестанет преследовать свои частные цели или бороться за свои интересы, но он точнее осознает опыт движения всего общества и сможет внести соответствующие поправки в свои цели и интересы, то есть проявлять человеческую сознательность, терпимость и склонность к компромиссам.

Прелагаемый ПСП как предварительная, рабочая  гипотеза, тем не менее, является не просто декларацией. Подход предлагает некую совокупность обязательных методических процедур и требований к теоретическому представлению предмета исследования. Главное требование – выделять определенные целостные единицы анализа как системы и изучать их внешнюю внутреннюю структуры не абстрагируясь ни от каких элементов, даже пассивных или не знающих ответа на вопрос или отказывающихся отвечать на поставленные вопросы.

Другое важное требование – обязательная экспликация собственных теоретических представлений автором вопросов или тем исследователем, который намерен их использовать для своего самостоятельного исследования. Это требование мы называем «концептуализацией вопросов». Как правило, исследователи, работающие в организациях, изучающих общественное мнение, представляют к публикации полученные ими конечные результаты, но теоретические представления, на основе которых построен вопрос, задаваемый респондентам, его структура, измереяемые им свойства сознания респондентов, часто оказываются не эксплицированными. Отсюда перед каждым исследователем возникает задача по концептуализации вопросов, если он хочет глубже понять проведенное исследование или видит, что исследование можно продолжить на иных теоретических основаниях и получить из него дополнительную информацию. Под концептуализацией, в данной работе,  понимается  либо реконструкция тех концептуальных представлений, в основе которых проектировались вопросы и получены желаемые результаты о состоянии общественного мнения, либо творческая разработка новых теоретических представлений, с помощью которых возможна новая интерпретация заданных вопросов.

Возможны несколько видов концептуализации по степени их близости-удаленности к позиции или концепции авторов опросника. Возможно, просто следовать в буквальном смысле за авторами опросника, за их представлениями, которые изложены в аналитических отчетах о результатах опросов общественного мнения. Возможно, также проводить дополнительную обработку полученных данных с целью получения каких-то новых показателей или индексов и формулирования каких-то новых представлений. Возможно, также эвристически эксплицировать из вопросов  и результатов опросов общественного мнения иные  концепции и иные интерпретации вопросов. На этом пути можно очень далеко отступить от представлений авторов опросника и получить совершенно новую информацию об общественных явлениях.

Важно подчеркнуть, что с точки зрения ПСП, объективность исследований заключена не только в добросовестности и беспристрастности сбора информации, точности и надежности обработки данных и полученных количественных и качественных результатов, но также в эксплисикации для всеобщего сведения того, всегда субъективного и часто творческого способа  концептуализации вопросов, которого придерживался исследователь.

 



[1]  На сайте консультационного центра MATLAB компании SoftLine (http://www.matlab.ru) в открытом  доступе находится "Руководство пользователя для модуля Wavelet Toolbox" пакета MATLAB (версия 6.5), которое содержит более девятисот страниц детального описания разнообразных процедур вейвлет-анализа: формул, алгоритмов, правил интерпретации полученных результатов и примеров его использования.

 

[2] Вопрос: "Как вы считаете, какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации?". Возможные ответы: "Все не так плохо и можно жить", "Жить трудно, но можно терпеть", "Терпеть наше бедственное положение уже невозможно", "Затрудняюсь ответить".

 

 

 

Используются технологии uCoz