Коржева Эльдина Михайловна

                  Это персональная страница

Эльдины Михайловны Коржевой

 

Публикации

Ключевые темы исследований

Исследовательская проблема: эмиграция-иммиграция в современной России

 

Родилась в Москве, окончила философский факультет Московского Государственного Университета и аспирантуру того же факультета. Кандидат философских наук.

В лаборатории ИСА РАН работаю с основания Института (первоначально – ВНИИСИ АН СССР).Ст. н. сотрудник.

 

 

Публикации

 

Опубликовала около 60 научных работ, в том числе две монографии (в соавторстве).

 

Первые публикации были связаны с диссертацией и посвящены анализу творчества Э.Дюркгейма.

 

Последующие темы публикаций  касались проблем молодежи, промышленной социологии, где актуальными в то время  были  проблемы человека труда,

«социального планирования», что завершилось  участием в коллективной монографии «Теория и практика социального планирования». М., Политиздат, 1975 (совместно с Н.И. Лапиным и Н.Ф. Наумовой).

Определенный итог этих работ был подведен в «Кратком словаре по социологии»

(под общей ред, Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина, сост. Э.М. Коржева, Н.Ф.Наумова. М., Политиздат, 1988).

 

В последние годы опубликованы следующие работы:

1997

1999

2000 Ностальгическое сознание…

2001 Российская модель эмиграции…

2002 (Сборник)

2003  Социальная Информатика….

2004  Потенциальная эмиграция из России. Студенты, эмпирическое исследование.

  2004  Эмиграция (третья волна) и культурная идентификация.

 

 

Ключевые темы исследований.

 

1970-1980-ые годы ознаменовались коллективной работой над макросистемной, макрополитической и историко-цивилизационной проблематикой – глобального моделирования. Инициатором данного подхода к социальному прогнозированию выступил неправительственный «Римский клуб», и Светский Союз, демонстрируя мирное сосуществование, решил участвовать в его работе. Партнером Запада выступил наш Институт во главе с Дж. М. Гвишиани. В этом подходе присутствовали и элементы футурологии, утопии и антиутопии, но по своим интенциям глобалистика все же требовала максимальной точности – системного математического моделирования. И не Нострадамус, а специалисты по такому моделированию стали главными героями глобалистики (впрочем, ненадолго). Что касается социологии (по крайней мере советской), для нее это было раскрепощением. Сфера глобального моделирования была  максимально деидеологизирована. В ней на время собрались незаурядные люди, которым было что сказать, и молодежь, которая подхватила новые идеи. Устное общение (семинары) и  письменное общение посредством  публикаций, практически не цензурируемых, привлекли множество авторов, в том числе из других институтов и сфер (на практике создав междисциплинарное общение). ВНИИСИ, как это бывало и с другими институтами Академии, выполнил функции научного лидера: только наша лаборатория опубликовала 7 «толстых журнала», в них 21 раз выступили члены лаборатории. 14 публикаций были сделаны этими же авторами в  другом журнале – «сборники трудов ВНИИСИ». Лучшие социологи той поры выступали в изданиях Института.

За нашей лабораторией была закреплена тема «Неформализованных методов в глобальном моделировании», что не исключало применения математических моделей и широкого инструментария проведения эмпирических исследований.

 

В рамках исследования социальных проблем глобального развития я разрабатывала «коммуникативный подход» к культуре,  анализировала влияние структуры социального времени на образ жизни населения, создавала модели бюджетов времени населения (СССР) и досуговой мобильности (на примере Франции), а также разрабатывала темы « новые детерминанты социальной структуры» и  «динамизм социальной структуры как выражение эффективности».  В рамках моделирования глобального развития мною были опубликованы около 15 текстов.

 

 

Процессы информатизации, новый виток научно-технической революции,  компьютеризации, электронизации,  привели к переключению усилий  исследователей  на изучение   этих процессов как глобальных  и цивилизационных. Развиваются «социальная информатика», появляются новые типы исследований в условиях информатизации. В рамках этой проблематики лаборатория ряд лет вела коллективную темы по анализу нового подхода в социологии – Вторичному анализу социологических данных (где я выступала руководителем соответствующего гранта РГНФ в 1998-2001 годах) При этом мы рассматривали возможность выхода данного подхода за рамки социологии, в сферу общественноведческих исследований. В дальнейшем сотрудники лаборатории обращались к результатам этой работы и продолжали ее развитие в тех или иных аспектах. Мои итоги по этой теме нашли отражение в монографии «Социальная информатика, основания, методы, перспективы», М.: УРСС, 2003 (гл. 7), а также … М.:УРСС, 2002.

 

Следующей коллективной для лаборатории была тема более эмпирически нагруженная, но сохраняющая определенные методологические и методические связи с предшествующей работой – «Процессы социальной консолидации и интеграции всовременном российском обществе».

В этой теме мой интерес сосредоточился на проблемах российской, а также инострановой эмиграции-иммиграции – сначала в условиях тоталитарного Советского Союза, а теперь  в условиях возрастающей  «открытости» общества и других систем разного уровня. (Для меня это переход к прикладной и эмпирической проблематике, который опирается на предшествующие результаты общенаучной и теоретико-социологической методологии.)

 

 

Исследовательская проблема: эмиграция-иммиграция в современной России.

 

«Открытость» общества означает значительную открытость государственных границ, доступность мирового рынка труда, массовые перемещения, связанные с получением  образования и даже распространение терроризма. Меняются мотивация и структура эмиграции. В современной эмиграции-миграции начинают преобладать туризм,  досуг, проституция,  что также качественно меняет ее характер. В процессе миграций сталкиваются различные культуры, прежде отстоящие  друг от друга. Современный мир все более «меняет цвет». Так,«белые» в США еще недавно составляли 75 % населения страны, но в ближайшие десятилетия такие же пропорции будут уже  в пользу «черных». Нечто подобное наблюдается в Европе.

 

Несмотря на принципиальную «открытость» современного мира, практически все страны, являющиеся центрами притяжения мигрантов, разрабатывают свои миграционные  модели въезда-выезда.

Так, США всегда защищали модель неограниченной экономической  иммиграции. Израиль придерживается принципа неограниченной этнической иммиграции. Западная Европа преимущественно применяет принцип  нулевого въезда или хотя бы строго соблюдаемой ротации.  Дореволюционная Россия, как, впрочем, и позднее СССР,  придерживались модели «ни въезда – ни выезда», что приводило к ностальгии и трагедии целых поколений.

 

Современную российскую  эмиграционную модель трудно выразить одним или двумя словами, и все же в ней, на наш взгляд, преобладает принцип сдерживания (теперь уже не насильственного) эмиграции, замены пожизненной эмиграции на ее временные формы и возврат на родину как способ решения экономических и социокультурных проблем  личности («права человека») и интересов страны в целом. Этому в наибольшей степени способствует  право «двойного гражданства», превращающего эмигранта как минимум в «полуэмигранта». «Сидение на двух стульях» способствует формированию новых типов личностей – современных космополитов, «глобалменов».

 

Наиболее острыми, на наш взгляд, проблемами эмиграции в России являются:

-         регулирование трудовой, особенно нелегальной иммиграции, что  в настоящее время стало предметом самостоятельного изучения;

-         проблема «эмиграция – молодежь», или ее часть «эмиграция – образование».   Молодежь уезжает за границу, чтобы получить там хорошее образование; и наоборот - хорошее образование, полученное здесь, мы «дарим» другим странам. Результат в обоих случаях – безвозвратность студентов или молодых специалистов, которую пока не удается  преодолеть в силу разницы в уровне жизни между странами;

-         новые черты, которые появились в этой проблеме, это готовность молодежи к  свободным перемещениям, знание языков. Многое изменилось в последнее время в ценностях  родителей, которые всячески поддерживают детей в этих проблемах. Вызывает тревогу также и тот факт, что современная  молодежная эмиграция (пусть и возвратная) осуществляется в рамках   «цивилизации досуга», которая в наших условиях не подкреплена еще соответствующими  материальными благами, а соотношение ценностей труда и досуга не является  оптимальным;

-         эмиграция  как фактор  изменения национального самосознания

-         и культурной идентификации  имеет место практически во всех нациях (например, появление «черно-белой Франции», мощной индусской диаспоры в Англии середины прошлого века и т.д.), но особенно у тех наций, которые  традиционно  участвовали в интенсивной миграции, ассимиляции, диаспоризации, а теперь воссоздают собственные исторические государства (Израиль). (См. исследования, публикуемые в журнале «Диаспоры»). Эмиграция как аккультурация сегодня представляется для меня наиболее актуальной и интересной исследовательской проблемой.

                                  Наши координаты:
                                 Телефон: (095)135-44-32
                              Эл.почта: lab1-3@rambler.ru

 

Используются технологии uCoz