3.6. Представление о самоорганизации систем

Каждый человек в организации выполняет определенные функции - рабочего, инженера, конструктора, экономиста, руководителя. При выполнении своей функции он, оказывается, подчинен своему предприятию, организации как объемлющей его система.

Однако человек полностью не исчерпывает себя, свои возможности в организации этой функцией. Его способности и возможности действовать в организации значительно шире возложенных на него обязанностей. Он действует в организации и как личность: ставит перед собой определенные личные цели, защищает свои личные интересы, в той или иной мере определяет стиль поведения с окружающими, то есть ведет себя как сам себя и свое поведение определяющий элемент, как самоорганизующаяся и самоуправляемая система.

Самоорганизующиеся системы имеют свой собственный относительно независимый от внешних влияний внутренний регулятор поведения, обеспечивающий свое надлежащее состояние и свое постоянное совершенствование. Чтобы такие функции осуществлять, внутренний регулятор должен обладать способностью к самоотражению, то есть отражать текущее и иметь возможность проектировать желаемое состояние системы.

Рассмотрим цепочку элементов А и Б на рисунке. Стрелка символизирует отношение управления. Лишим элемент А этого преимущества доминировать следующим образом - замкнем цепочку. Теперь мы получили равноправные элементы, которые вместе образуют самоорганизующуюся систему. Самоорганизующиеся системы характеризуются кольцевой структурой.

Пример самоорганизации - это взаимодействие психических образов предметов и действий с ними. Образ есть всегда результат определенных действий. Если вы попытаетесь вспомнить образ гладкого или шероховатого, то вы всегда вспомните, хотя бы на мгновение, те действия (движения пальцев по поверхности), в результате которых вы его получили. Связь между образом и действием двусторонняя: образ определяет действие, а действие определяет образ - это можно изобразить так.

 Анализ самоорганизующихся систем представляет значительные трудности для руководителей, так как в них трудно определить, где причина, а где следствие. В этих условиях выработать правильное, достигающее нужного эффекта, решение невозможно без вспомогательных схем моделирования стимулов (факторов), внутренней структуры ("внутреннего мира"), поведения и достигаемых результатов самоорганизующейся системы.

Например, рассмотрим схему причинной цепи поведения человека. С целью удобства практического использования данной схемы в ней отмечены только односторонние связи звеньев цепи, тогда как на самом деле связи двусторонние.

С--------------------------® Ч-------------------® П----------------------® Э

, где

“С” - Стимулы

“Ч” - Человек

“П” - Поведение

“Э”- Эффект

Световые, звуковые сигналы, предметы, ориентиры, содержание работы, окружающие люди, их речевые высказывания, изложенные устно и письменно идеи, ситуации, эффект предыдущих действий

Состояние организма, наследственность, возраст, биологические потребности. Содержание сознания (знания, навыки, социальные потребности, уровень притязаний, установки, ценности, принятые нормы, цели, долженствования)

Действия, мимика, пантомимика, жесты, речь, проявления эмоций и мышления (вегетативные реакции)

Желаемый результат, побочные изменения окружения и ситуации, приспособление к условиям, избегание, или агрессия, положительные и отрицательные реакции окружающих, нахождение ориентиров поведения, случайности

Если мы соединим звенья С и Э этой цепи, то получим схему самоорганизующейся системы, в которой каждый элемент можно будет принимать за первопричину при проведении анализа, поведения.

 

Отношения межу элементами системы С - Ч - П - Э могут быть проиллюстрированы простой ситуацией. Человек случайно сел на канцелярскую кнопку и подпрыгнул.

Так, в нашем примере, если несколько человек спросить о причине такого поведения, то один скажет, что он подпрыгнул, чтобы не уколоться, другой - от боли, а третий - по привычке. Первое объяснение определяет эффект - “Э” как причину, а два других упоминают только человека - “Ч”.

При полном, удовлетворительном объяснении поведения следует раскрыть содержание, относящееся к каждому элементу схемы. Тогда получаем, что укол кнопки это "С", боль - "Ч", прыжок - "П" и избегание укола - "Э".

В системном подходе к анализу поведения важно не оценивать поведение, а понять и выявить причинную последовательность поведения.

Рассмотрим еще один пример.

Подчиненному было необходимо решить производственный вопрос, затрагивающий его личные интересы, с руководителем. На приеме, в ходе непродолжительной беседы с руководителем подчиненный проявил несдержанность, повысил голос, и ему было отказано сдержанно и без объяснения причин в положительном решении его вопроса.

Каковы возможные причины поведения подчиненного и руководителя?

Возможная (неединственная) причинная последовательность поведения подчиненного может быть описана следующим образом.

С---------------------------® Ч-------------------® П-----------------® Э

“С” - Стимулы

“Ч” - Человек

“П” - Поведение

“Э”- Эффект

Сложный, важный вопрос, мучительный для личности

Осознание высокой значимости вопроса и напряженное эмоциональное состояние

Повышенный, эмоционально-насыщенный, требовательный голос

Получение отказа в решении вопроса со стороны руководителя и при этом возникшее неожиданно чувство облегчения у подчиненного

Возможная (неединственная) причинная цепь поведения руководителя может быть описана следующим образом.

С----------------------® Ч-----------------------® П------------------® Э

“С” - Стимулы

“Ч” - Человек

“П” - Поведение

“Э”- Эффект

Несдержанность подчиненного, повышенный тон голоса. Сложный, неприятный вопрос

Осознание нарушения деловой этики со стороны подчиненного. Потребность защитится от сложного вопроса

Едва сдерживаемое отрицательное эмоциональное напряжение и отказ решать сложный вопрос

Снятие эмоционального напряжения в форме наказания подчиненного за несдержанность


Следующий раздел

Вернуться к оглавлению 

Используются технологии uCoz