1.4. Какую реальность открывают человеку методологические знания

Методологические знания первоначально кому-то могут показаться надуманными, лишними, чуждыми обычному человеческому сознанию, даже какой-то заумью или схоластикой оторванных от жизни ученых. На самом деле, как это ни парадоксально звучит, все люди используют методологические знания, хотя только небольшая часть людей осознает их влияние на свою повседневную работу, а еще меньше людей сознательно используют их для улучшения своих дел и самосовершенствования.

Может возникнуть следующий вопрос. Например, научные и технические знания всегда о чем-то, они предметны и выражают качественное состояние предметов, всегда отражают какую-то реальность, а какую реальность отражают методологические знания?

В общем, можно себе представить ту непосредстеннную реальность, из которой вытекают методологические знания следующим образом. Человек подействовал с какими-то вещами или идеями, придумал или создал их, изменил или использовал их с какой-то целью, при этом у него непременно возникла и отложилась в сознании объективная пространственно-временная траектория всех осуществленных при этом логических, счетных и прочих операций и двигательных, зрительных, речевых и прочих действий.

Очевидно, что у более производительно, искусно и многообразно действовавшего человека эти траектории будут иными, чем у человека менее продуктивного и искусного. Вот эти траектории образуют сеть или ткань, которая слита с предметным знанием, но она обобщается в сознании, становится в какой-то мере самостоятельной, благодаря ей возможен перенос навыков из одной предметной области в другую. Таким образом, методологическое знание в значительной степени беспредметно, но зато оно очень универсально и приложимо ко многим предметным областям, в этом заключается его практичность и ценность для любых специалистов.

Первоначально же методологическое знание содержится скрытно, в неявном виде в предметных знаниях и процессах его получения, а также в сознании исследователя и специалиста в форме пространственно-временных траекторий их разнообразных умственных действий. Роль указанных траекторий, или пространственно-временных структур, прежде всего в том, чтобы организовывать подобные же действия в будущем в близких или аналогичных условиях, а также организовывать поисковые действия, если условия существенным образом изменяются.

В науке методологические знания осознают и фиксируют в специальных понятиях или схемах сами исследователи, когда осмысливают свою работу и работу других исследователей. Этим же могут заниматься любые специалисты-практики, управленцы и изобретатели, когда реконструируют заново обстоятельства и процесс возникновения новых технических и управленческих решений, изобретений.

Таким образом, методологическое знание получают из осознания содержания своего сознания при объяснении специалистами своих представлений и действий. Такие объяснения накапливаются, систематизируются и становятся достоянием широкого круга специалистов. Примерами такого рода методологических изысканий являются известные работы Р.Декарта "Рассуждение о методе", Т.Котарбинского "Праксиология", А.Богданова "Тектология".

Пространственно-временные структуры понятий, вещей и действий с ними материализуются человеком всегда в каких-либо знаковых формах, например: в виде написанной или рассказываемой кому-то последовательности приемов и способов действий - это схема процесса; правил (семь раз отмерь, один раз отрежь); принципов (разнообразия, дополнительности); профессиональных притч и анекдотов (принцип Питера, человеку свойственно искать потерянное не там, где потеряно, а там, где светлее); даже в фольклоре (утро вечера мудренее). В сознании каждого человека может появиться как творческое озарение образ пространственно-временной структуры мыслительных и других действия человека. Этот образ представляет значительную ценность для личности как ее живой опыт, а когда этот опыт удается осознать и передать другим людям, тогда он становится общественным достоянием.

Любая знаковая форма материализации пространственно-временных структур предстает сознанию как рациональная методологическая составляющая, надстраивающаяся над знаниями о предметах и над знаниями о конкретных действиях. Такая форма всегда присутствует в сознании человека, хотя может не осознаваться постоянно, как, например, не осознается нами сила земного притяжения, на которую наша нервная система вносит поправки в каждое наше действие (только тяжелобольные и космонавты на своем опыте знают об этом).

Таким образом, любые вещи и поведение в нашем сознании есть не только тот образ, который привычно видеть оформленным в материале или в виде наблюдаемой траектории нашего действия и не только более или менее обобщенное знание о них, но к ним дополнительно примысливается некая методологическая беспредметная составляющая знаний о предметах, понятиях и поведении.

Примеры методологических составляющих

Рассмотрим в качестве примера понятие “время” и его различные методологические составляющие. Так, если время имеет методологическую составляющую, понимаемую как длительность, тогда оно имеет прямой организующий смысл для человека, в тех случаях, когда он откладывает на временной оси моменты начала и завершения каких-то событий, этим самым упорядочиваемых, т.е. "время" - это последовательность и протяженность событий.

Подчас мы не можем описать что-либо как длящееся во времени, так события, наслаиваются и перекрещиваются, тогда используется методологическая составляющая, в которой время не исчезает, а все события рассматриваются как происходящие одновременно. Методологическая составляющая такого “времени” является организатором соблюдения одновременности событий. Такая методологическая составляющая “времени” неявно подразумевается в ходе разработки разнообразных структурных схем, например, структур управления или коммуникаций. У Августина такое время называется “вечностью”, где ничего не проходит, но “пребывает как настоящее во всей полноте”.

Совсем иная методологическая составляющая “времени” используется в связи с необходимостью сопоставлять, согласовывать и координировать тактические и стратегические цели человека. Между ними должно “пройти” некое “время”, не исчезнуть связь времен, не наступить безвременье, так как стратегических целей ведь сразу не достигнешь, они достигаются через тактические цели, а в тактических целях уже есть частицы стратегических целей, как и в стратегических - частицы тактических целей. Это “время” может течь в разных направлениях, вперед и назад, его можно назвать собственным временем субъекта. Оно должно быть "заполнено" творчески выработанными единицами анализа, компромиссами, принципами, эвристиками, ориентациями, установками поведения, связывающими с минимальной противоречивостью тактические и стратегические цели так искусно, чтобы, достигая тактических целей, стратегические цели осуществлялись как бы автоматически. Собственное время субъекта конкретно представлено, например, в методе обучения языкам болгарского ученого Лозанова, в котором стратегическая: цель - изучение иностранного языка достигается не в прямую изучением грамматики и заучиванием слов, а тактически - упражнениями и формами поведения, которые гарантируют обучаемому естественное достижение стратегической цели.

Таким образом, если мы будем понимать методологическую составляющую "времени" как прямую линию с точками-событиями на ней, то само время - предметно предстает как длительность, последовательность событий (это сделаем сначала, а то потом), и тогда мы организуем наше поведение объективным физическим временем. Если мы понимаем методологическую составляющую "времени” как структуру связей одновременно перекрещивающихся событий, то мы организуем наше поведение временем-вечностью или временем-одновременностью. Если мы принимаем метод методологическую составляющую "времени" как личностно "творчески разработанный принцип связи краткосрочных и долгосрочных целей, то мы имеем субъективное собственное время.

Следует отметить следующее, когда, приходится говорить о методологической составляющей времени, жизни, пространства, или чего-то другого, то неправильно говорить, что эта методологическая составляющая, "есть" или "существует". Корректнее говорить, что мы ее мыслим или понимаем. Насколько мы далее используем методологическую составляющую в качестве ориентира при построении конкретных представлений, настолько и в той мере, как она преобразует все наше поведение, такова будет, следовательно, организующая и конструктивная роль методологического знания для нас. Все люди имеет методологическую составляющую, или методологическое знание, но не все осознают его влияние на собственные дела. Методологическое знание не чужеродное, надуманное и искусственно навязываемое - это присущее всем нам исходное знание о нас самих, с помощью его мы действуем, познаем мир и самих себя.

Методологическое знание не может быть совсем произвольным, каким угодно, но только всегда согласованным с предметными знаниями и поведением других людей.

Важнейшая роль методологических знаний - опосредствовать взаимопонимание между людьми и понимание предметного мира. Мы все в обществе действуем в значительной мере стереотипно, как "намагниченные" в строго определенных направлениях, например, к тому, что общепризнанно как благо (материальное благополучие, духовная гармония, здоровье, успех), мы все ориентируемся на то, что похоже моделируется во всех сознаниях (свобода, любовь, дружба, семья, общество, бог, гармония, страх, смерть, одиночество, голод, боль). Указанные в скобках понятия следует научиться понимать не только буквально, предметно, а как методологические составляющие, как своеобразные категории глубоко пережитого содержания, через которые каждый человек опосредствует и организует свои отношения с другими людьми.

Например, единое понимание в группе людей возникает тогда, когда у всех ее членов интерпретация какого-то события значимого события опосредствуется через одну и ту же методологическую составляющую, типа, “мы-семья”. 3десь "семья" понимается не буквально как ячейка родственников "мать, отец и их дети", а как методологический символ единства, целостности, взаимопомощи и сплоченности людей.

Подлинное взаимопонимание между людьми возникает, когда каждый осознает предметное содержание другого, его цели и интересы, но и их методологические составляющие. Отсюда и предсказание поведения другого человека возможно, если знаешь его методологическую составляющую, а также, если можешь влиять на актуализацию тех или иных методологических составляющих в определённых ситуациях. Глубокое влияние на сознание и поведение другого происходит, когда один человек способен сформировать у другого не одно лишь предметное содержание, но и совокупность определенных методологических составляющих.


Следующий раздел

Вернуться к оглавлению

Используются технологии uCoz