Разработка рефлексивного подхода к анализу данных мониторинга общественного мнения[1]

Горяинов В.П.

В результате рефлексии над  методами и используемыми объяснительными концептуальными схемам в СФА мы пришли к выводу, что нами реализуется рефлексивный подход к вторичному анализу социологических данных. Он заключается в концептуализации каждого анкетного вопроса и ответов на него и в разработке концептуальных представлении о численности  адептов всех возможных позиций и о предполагаемой структуре связей между ними, образующих  систему рефлексивных позиций на каждой фазе эволюции общества. Особенность любых вопросов интервью для респондентов в том, что ответы на них построены, с одной стороны, на самоопределении ими своей рефлексивной позиции в отношении собственной жизни, в той или иной степени соотнесенной как с жизнью непосредственно окружающих его людей, так и с жизнью вторичных, воображаемых групп людей, с которыми у респондентов нет непосредственных контактов. Причем сама эта рефлексивная позиция настолько  подвижна  и чувствительна, что находиться  у человека под постоянным влиянием всей совокупности внешних факторов, обстоятельств и ситуаций, актуализированных в его жизнедеятельности в момент интервью.

В соответствии с рефлексивным подходом полагается, что респондент ничего не может сообщить интервьюеру о степени своей удовлетворенности жизнью, если не видит (не знает), как и чем удовлетворены или неудовлетворенны другие. Только глядя на других непосредственно или через СМИ или через собственное воображение об удовлетворенности других, респондент может оценить свой уровень удовлетворенностью жизнью. Тем самым оценка респондентом своей удовлетворенности жизнью представляет собой определение своей рефлексивной позиции, относительно рефлексивных позиций других людей, воображаемых или реальных. Отсюда следует, что выделенные выше группы, или слои респондентов представляют собой массовые рефлексивные позиции, или, как их мы условимся  далее называть, просто «позиции». 

Между указанными вторичными группами с разными позициями существуют связи в основном без непосредственной передачи информации, а только через СМИ и через приписывание ими друг другу воображаемых качеств. Нами предложено фиксировать эти связи с помощью корреляционного анализа между динамическими рядами этих групп[2]. Эти  ряды рассматриваются как элементы образуемой ими социальной, рефлексивно наполненной системы, между которыми устанавливаются корреляционные связи, образующие тип ее структуры.

 

Фреймовая таблица для интерпретации корреляционных связей между позициями

 

При проведении корреляционного анализа получаются положительные или отрицательные корреляции между динамическими рядами  этих позиций на определенном историческом отрезке  времени. Важно отметить, что эти положительные и отрицательные корреляции интерпретируются по-разному, в зависимости от характеристики фазы, а именно является ли она фазой подъема численности более удовлетворенных страт и подъема расслоения в обществе или фазой спада численности более удовлетворенных страт и спада расслоения в обществе. Отметим, что совпадения указанных подъемов численности удовлетворенных жизнью  групп и расслоения в обществе или таких же спадов на отдельных фазах довольно характерны для Великобритании исследованного периода, особенно это видно по кривой расслоения общества, представляющей собой разность между Удовлетворенными и Нижесредними (см. рис. 1 и 2).

В рамках СФА были предложены в работах [4][6] разного вида фреймовые таблицы, приспособленные для интерпретации корреляционных связей между позициями. Единого образа фреймовых таблиц для всех случаев пока разработано не было, мы пробуем разные образы, выбирая наиболее удобные. Конкретно для данного исследования фреймовые таблицы, помогающие эвристически интерпретировать корреляционные связи в зависимости от указанных выше спадов или подъемов в британском обществе, представлены в виде табл. 3.

Табл. 3

Фреймовая таблица, необходимая для интерпретации корреляционных связей между позициями.

 

На подъеме численности более удовлетворенных групп и расслоения в обществе отрицательный коэффициент корреляционных связей между динамическими рядами означает связи широко понимаемой рефлексивной конкуренции  или рефлексивного противостояния  между группами, а  положительный коэффициент корреляционных связей означает связи широко понимаемого рефлексивного партнерства  или лояльного соподчинения между группами.

 

На спаде численности более удовлетворенных групп и расслоения в обществе отрицательный коэффициент корреляционных связей между динамическими рядами означает связи широко понимаемого рефлексивного партнерства  или лояльного соподчинения  между группами, а  положительный коэффициент корреляционных связей означает связи широко понимаемой рефлексивной конкуренции  или рефлексивного противостояния между группами.

 

 

За этими ключевыми понятиями «конкуренция» и «партнерство» стоит, по нашей гипотезе, широкий круг связей, созидающих целевые направленности к определенным отношениям[3], представленным в другой табл. 4. Широкий круг связей, возникающий в разнообразных сферах общественного сознания, вызывает в конечном счете у респондентов различную степень удовлетворения или неудовлетворения жизнью, а в обществе их фазы спадов и подъемов.

 Табл. 4.

Таблица, которая служит средством последующей интерпретации типов связей в общественном сознании, которые должны быть постоянно активными в целях  создания и поддержания в обществе определенных отношений, вызывающих определенную степень удовлетворения или неудовлетворения жизнью.

Рефлексивные связи конкуренции между позициями создают:

Рефлексивные связи партнерства

между позициями создают:

неравенство

равенство

препятствия  и границы

каналы и связи

противостояние

взаимное дополнение

поляризацию

интеграцию

разнообразие

однородность

изменение существующего положения

сохранение существующего положения

затруднение понимания в социальных коммуникациях

облегчение понимания в социальных коммуникациях

соревнование

сотрудничество

антагонизм

синергизм

диктат сильного, подчиняющего более слабого

диалог и соподчинение на равноправных (или правовых) условиях

 

Иными словами, нами предлагается по полученным ответам респондентов на  вопросы интервью на определенных периодах (фазах) мониторинга выявлять некие самоопределяемые рефлексивные позиции, а далее гипостазировать некие системные рефлексивные связи между ними, сведения о которых мы получаем искусственным методом обработки данных – широко известным методом корреляционного анализа ( возможно, еще применение регрессионного анализа). Нами в одной из работ [5] было эмпирически показано, что такого рода рефлексивные связи, осуществляемые без непосредственного обмена информацией между вторичными социально-профессиональными группами, имеют реальное характерологическое значение. Этим самым метод корреляционного анализа становится не только статистическим методом анализа тесноты связей динамических рядов  мониторинга между собой на  определенной временной фазе, а также эвристическим методом анализа и интерпретации связей между массовыми позициями респондентов. Такая интерпретация фаз мониторинга будет проведена ниже с помощью фреймовой табл. 3 и 4 в разделе об апробации СФА на материале четырех стран ЕС. 

 

 

 

Отображение и сравнительный анализ структур корреляционных связей

 

Представим кратко еще один дополнительный авторский, так называемый визуально-фреймовый  способ анализа, который впервые опробован в работе [3] и далее апробирован на нескольких эмпирических исследованиях. Способ, казалось бы,  тривиален, однако очень показателен[4]. Он  предполагает построение распределений частот корреляций в виде гистограммы с теоретической нормальной кривой распределения для каждой фазы мониторинга,  Следует отметить, что полученные распределения частот корреляций имеют небольшое количество  корреляционных пар (всего 3,6,10 пар), так  как они определяются количеством сочетаний по два, имеющихся в закрытом вопросе интервью трех, четырех или пяти закрытий (подсказок). Слишком малое число случаев не следует ошибочно критиковать с точки зрения статистики больших чисел, так как в данном случае процедура построения распределения частот малого числа корреляций используется только лишь как метод обработки и отображения результатов, далее подвергаемых визуальному, качественному и логическому, анализу, не имеющему отношения к теории вероятностей.

 Полученные распределения частот парных корреляций для всех фаз следует проанализировать визуально,  выделить количество мод,  их знаки и значения с учетом следующих ниже фреймовых правил, сформулированных нами в результате  проведения нескольких эмпирических исследований.

 

Фреймовые правила анализа структур, представленных в виде

 распределений частот

 

Считать моду, имеющую значение от 0 до 0,33 как находящуюся в слабой организующей позиции; имеющую значение от 0,33 до 0,66 как находящуюся в средней организующей позиции; имеющую значение от 0,66 до 1 как находящуюся в сильной организующей позиции. Статистическая значимость корреляций может не приниматься во внимание.

Считать, что моды с отрицательной корреляцией показывают наличие рефлексивных связей партнерства (кооперации и взаимного подчинения, не обязательно добровольных, а возможно, вынужденных) на спаде удовлетворения и расслоения в обществе, а на фазе подъема удовлетворения и расслоения в обществе показывают наличие рефлексивных связей конкуренции.

Квалифицировать, используя табл. 3 , что  моды с положительной корреляцией показывают наличие рефлексивных связей противостояния и конкуренции в структуре общественного сознания на фазе спада удовлетворения и расслоения в общественной жизни, а на фазе подъема удовлетворения и расслоения в обществе показывают наличие рефлексивных связей партнерства.

Рассматривать  моду, если она  одна и в сильной позиции, как своеобразный центр силы (власти) или управления по организации соответствующей структуры общественного сознания.

Рассматривать моду, если она одна и в слабой позиции, то она является центром слабости и деструктивности (дезорганизованности) - это признак независимости (удаленности, индифферентности, безотносительности) значительной части элементов в структуре общественного сознания.

Считать, что если мод две и они с разными знаками и они в сильной позиции, то они являются «центрами организации и управления» соответствующих им двух структур общественного сознания.

Квалифицировать, когда распределение имеет малые частоты 1-2, что  это свидетельствует о многочисленности мод, то есть о полицентричности и об утрате иерархической организованности связей в такой структуре общественного сознания, частично организуемой только  величиной наибольших корреляций.

Важно отметить, что и сама теоретическая кривая нормального распределения также имеет характерологическое значение в соответствии с табл. 3. Так, если ее центр склоняется в отрицательную сторону распределения, то на фазе спада удовлетворенности жизнью и расслоения  - это означает возрастание в обществе влияния связей партнерства, а на подъеме этих показателей - это означает возрастание в обществе влияния конкуренции. Если центр распределения склоняется в положительную сторону, то усиливается влияние в обществе связей конкуренции на фазе спада этих показателей, а на фазе подъема этих показателей усиливается влияние партнерства.

Автор полагает, без всякой ложной скромности, что представленные выше рефлексивный подход к анализу данных мониторинга и фреймовые таблицы и правила являются важным вкладом автора во вторичный анализ взаимосвязи временных рядов мониторинга для любой страны.

 



[1] Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту №05-03-03131а «Структурно-фазовый анализ социальных сдвигов и трансформаций в современном российском обществе».

 

[2] Практика статистического анализа динамических рядов во многих наших исследованиях показала, что представление о некорректности  применения корреляционных связей между тремя и более динамическими рядами (кривыми) ответивших на один вопрос, не верно. Считалось, что не корректность вызвана постоянно наличествующей погрешностью в виде отрицательной корреляции между всеми динамическими рядами, которую учесть невозможно. Нами было эмпирически установлено, что указанная погрешность, как оказалось, распределяется между всеми динамическими рядами примерно в равной степени и поэтому оказывается не существенной по своей величине и не играет основной роли. Главную роль играют некие, в разных вопросах разные факторы, которые определяют степень тесноты связей между динамическими рядами групп разного уровня удовлетворенности жизнью.

 

[3] Цели традиционно рассматриваются часто только лишь как предметные цели, однако возможны цели, направленные на установление или достижение определенных связей или отношений без относительно предметных целей или только в расчете на их эффективность, или привлекательность самих по себе.  Такие цели можно было бы называть «целевыми связями», которые могут иметь более важное значение в обществе, чем предметные цели.

[4] Этот анализ осуществляется автоматически с помощью любых статистических пакетов программ (SPSS  и др.)

 

Используются технологии uCoz