Верификация методики удвоения ценностей с целью выявления латентных ценностных ориентаций населения[1][1]

В.П.Горяинов

Ключевые слова: Европейский социальный опрос (ESS), методика исследования, ценностные ориентации, кросскультурное исследование, латентные ценности, факторный анализ, социальное молчание.

 

Краткое представление методики удвоения ценностей

 и ее основных результатов

В данной работе  использованы данные международного социологического обследования, проведенного методом интервью в 2006 году в 20 европейских странах[2][2] по программе Европейского социального обследования (ESS) –  это крупнейший в Европе международный сравнительный проект. Данные по нему были любезно предоставлены Центру изучения социокультурных изменений (ЦИСИ)  Института философии РАН директором российского независимого Института сравнительных социальных исследований В.Г.Андреенковым, которому автор статьи выражает глубокую благодарность. Положительным моментом исходного набора ценностных высказываний является его формирование в основном в  виде  действий, направленных на достижение обобщенных целей, что позволяет более точно определять, выявляемые с помощью них ценностные ориентации населения. Однако в данном международном исследовании фактически использовались в основном позитивные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процедура получения данных в международном опросе проводилась следующим образом.

Интервьер говорил респонденту:

Сейчас я зачитаю Вам краткие описания некоторых людей. Пожалуйста, послушайте каждое описание и скажите мне, насколько каждый из этих людей похож или не похож на Вас? Для ответа используйте эту карточку.     

    Краткое описание людей:

 

Очень похож на меня

В значительной

степени похож на меня

Отчасти похож на меня

Немного похож на меня

Не похож

на меня

Совсем не похож на меня

Затр.

Отв.

A. Для него важно придумывать новое и подходить

ко всему творчески.
Ему нравится делать все по-своему

1

2

3

4

5

6

7

И далее следовали все описания людей, которым присуща 21 ценность.

Примененный в международном исследовании своеобразный метод виньеток, или портретов (кратких описаний людей, которым присущи те или иные ценностные позиции) позволяет избежать прямого выражения респондентом своего утверждения или отрицания ценностных описаний, а также позволяет узнать степень утверждающей или отрицающей активности этих виньеток в сознании каждого респондента (см. в конце статьи табл. 1 и 2, а в них первый столбец). Именно эту отрицающую ценностную активность респондента по отношению широко принятым в обществе декларируемым ценностным позициям мы характеризуем как «латентно активное ценностное социальное молчание».

Важно обратить внимание читателей на то, что в принятых для эмпирического исследования  данных международного исследования использовались в основном только позитивные, декларируемые ценности (см. табл. 1 и 2, а в них первый столбец). Собственно, это обстоятельство и побудило нас сформировать всем декларативным ценностям их антиподы, которые были обозначены в табл 1 и 2,   в их третьем столбце как «Ключевые слова, выражающие отрицание декларируемых ценностных суждений». Этим самым нами были фактически исследована 21 декларативная ценность плюс такое же количество  латентных ценностей-антиподов, то есть всего 42 ценности[3][3].

Далеко не все ценности, которые мы рефлексивно, то есть гипотетически предложили в качестве антиподов были эмпирически выявлены у респондентов, как это можно будет увидеть из табл. 1 и 2. Однако все же значительная часть латентных ценностей, выражающих отрицание респондентами  декларативных ценностей, была выявлена с помощью четырехфакторного анализа и получила дальнейшее статистическое, логическое и психологическое обоснование.

При построении табл. 1 и 2 было применено многоступенчатое перекодирование. Сначала довольно длинные  ценностные суждения, используемые непосредственно в интервью авторами опросника, состоящие из нескольких слов или даже двух предложений, заменялись на соответствующие им ключевые слова, обозначающие декларируемые ценностные позиции. Эти ключевые слова размещались во втором столбце табл.1 и 2 иногда в одном варианте, но, как правило, в двух или даже трех вариантах. Такая замена облегчала анализ, повышала его определенность, так как многословные ценностные суждения порождали многочисленные смыслы в зависимости от того, на каком слове поставлен акцент, но, понятно, что полной однозначности при этом достигнуть невозможно. Более того, она вредна, так снижает уровень социокультурного плюрализма при креативной интерпретации ценностных суждений разными исследователями в разных странах. В третьем столбце размещались ключевые слова, обозначающие отрицаемые, активно замалчиваемые декларируемые ценностные позиции, представляющие их антиподы. Поиск таких антиподов не простая задача, так как не вполне ясно, что же на самом деле является ценностью, когда отрицается декларативное ценностное суждение. При таком поиске антиподов также открывается большое поле возможностей для креативного отбора вариантов с помощью рефлексивного анализа. Вот почему в табл. 1 и 2 представлены часто два или три варианта ключевых слов-ценностей, которые, по нашему мнению могут быть использованы при дальнейшем анализе.  В четвертом, пятом, шестом и седьмом столбцах табл. 1 и 2 размещены численные значения нормированных факторных нагрузок ценностных суждений, полученные в результате проведения четырехфакторного анализа.

Также использовалось новое прочтение информации в табл. 1 и 2. Так, если в столбцах четырех главных факторов указана факторная нагрузка больше 0,1, то она относиться к явным декларируемым ценностным суждениям и позициям. Эти ценностные позиции размещены в  первом и втором столбцах. Если факторная нагрузка меньше -0,1, то она относиться к другим ценностным позициям, размещенным в третьем  столбце, сходство с которыми допускается нами исходя из проведенного нами рефлексивного анализа и поиска ценностей-антиподов. Если факторная нагрузка близка к нулю с любым знаком, то она относится к нейтральным, или фоновым ценностным позициям, которые пока в данной работе не исследовались и не учитывались, но, возможно, станут предметом будущего анализа.

Этим рефлексивным подходом и методическим приемом, названным нами удвоением ценностей, по нашему мнению, была значительно усилена практическая, диагностическая значимость данного международного опроса.

Всего по данным четырехфакторного анализа в РФ было выявлено 11, а в странах западной Европы 8 латентных ценностей. Благодаря методике удвоения ценностей были выявлены следующие латентные активные ценности, принимаемые некоторыми социальными группами населения РФ: Достаток (рациональное потребление, умеренный аскетизм); Ригидность, узость интересов, негибкость ума; Добродетельность на основе общественного контроля; Монолог  (управление другими, подчинение других); Подчиненность (безответственность); Эгоизм, каждый для себя и за себя; Слабое государство с правом сильного; Спокойная, мудрая жизнь на основе опыта чужих ошибок; Черствость, отчуждение от ближних (любовь к дальним);  Природу надо использовать (продавать); Самоограничение (сдержанность) в удовольствиях.

Благодаря этой же методике удвоения ценностей были выявлены следующие латентные активные ценности, принимаемые некоторыми социальными группами населения стран западной Европы: Достаток (рациональное потребление, умеренный аскетизм); Неравенство возможностей; Усредненность, ординарность, обыкновенность; Гордость, самоуверенность; Быть реалистом, не поддаваться иллюзиям и фантазиям; Самоустранение (самоуничижение); Черствость, отчуждение от ближних (любовь к дальним); Самоограничение (сдержанность) в удовольствиях.

Таким образом, метод удвоения ценностей позволил доказать, что наряду с активно актуализированными, декларируемыми и явно одобряемыми ценностями также существуют не афишируемые латентные ценности, которые подспудно реализуются в обществе  в двух видах: или как слабо выделяемые нейтральные фоновые ценности, или как активные латентные ценности. Это позволило выявить в  данном исследовании как явные так и латентные характеристики некоторых ценностных ориентаций в обществе, а также  реальное противостояние между ними, что, по нашему мнению, очень важно, так как без выявления латентных ценностей-антиподов данное исследование дало бы  схоластическую лакировочную, благостную, далекую от реальности, картину ценностных ориентаций населения РФ и стран западной Европы. 

 

Верификация методики удвоения ценностей

 

Однако полученные важные результаты не затмили у нас сомнение в правомерности процедуры удвоения ценностей и в использовании предложенной нами  интерпретации положительных и отрицательных нормализованных факторных нагрузок. С целью проверки истинности или ложности  указанных сомнений нами было предпринято новое исследование ценностных ориентаций населения с данными другого исследования, проведенного в том же 2006 году в России по той же схеме, но с другим набором ценностных суждений, или ценностей. Следует отметить, что гораздо раньше, в 1990 и 1994 годах тот же набор ценностей использовался в исследовании, в котором Н.И.Лапиным [1] проведена классификация ценностей на одобряемые («интегрирующие», по терминологии Н.И.Лапина) и отрицаемые («дифференцирующие», по терминологии Н.И.Лапина)  (правда, без учета нейтральных ценностей). Важно подчеркнуть, что в этой работе, выполненной группой исследователей, использовались заранее отобранные 22 пары позитивных и негативных ценностей, соответственно отрицающих  друг друга. Таким образом, всего было исследовано 44 ценности.

Ниже будут представлены результаты проведенного нами четырехфакторного анализа данных, полученных из интервью 2006 года, в котором использовались те же самые 44 ценности. Автор выражает благодарность заведующему отделом аксиологии ИФРАН, члену-корреспонденту РАН Н.И.Лапину за возможность использовать данные интервью, проведенного по общероссийской выборке в  2006 году.

 Наша эмпирически проверяемая гипотеза состояла в проверке наличия  следующих двух признаков.

1) Позитивные ценности имеют положительный знак нормированных факторных нагрузок, а отрицаемые ценности (их антиподы) имеют отрицательный знак нормированных факторных нагрузок.

2) Позитивные и отрицаемые  ценности будут располагаться в основном на противоположных сторонах числовой оси.

Эти два признака означают, что метод удвоения ценностей верифицирован и может быть рекомендован всем исследователям для надежного использования. Если же это не произойдет, то метод удвоения ценностей может быть отброшен как не прошедший верификации.

Ниже представлены результаты проверки этой гипотезы (см. табл. 3-6). В таблицах представлены субъективные представления о позитивных и негативных ценностях четырех социальных групп респондентов, которые  имеют разные системы ценностей по иерархии и по содержанию. Из этих таблиц видно, что большинство позитивных ценностей имеет свой антипод среди негативных ценностей, точнее субъективно принимаемых респондентами за таковые. При этом позитивные ценности имеют положительный знак нормированных факторных нагрузок, а негативные  ценности (их антиподы) имеют отрицательный знак нормированных факторных нагрузок. Большинство позитивных ценностей и их антиподы, как видно из табл. 3-6 располагаются на противоположных сторонах числовой оси, на которой факторные нагрузки ценностей расставлены по нисходящей величине. Таким образом, указанные два признака свидетельствуют о том, что использованный нами в исследовании методический прием удвоения ценностей можно считать верифицированным и он может быть рекомендован всем исследователям для анализа не только явных, но также, что очень важно, латентных ценностных ориентаций населения.

Литература

1.      Динамика ценностей населения реформируемой России. Под редакцией Л.А.Беляевой и Н.И.Лапина / М.: Эдиториал УРСС, 1996.

Ценностные комплексы факторов и нормированные факторные нагрузки ценностей для РФ в целом.

 

Декларируемые ценностные суждения, предлагаемые респондентам в интервью

Ключевые слова, обозначающие декларируемые ценностные суждения

 

Ключевые слова, отрицающие декларируемые ценностные суждения

Ценностный комплекс  гедонизма

 Ценностный комплекс государственности

Ценностный комплекс гуманизма

 Ценностный комплекс элитаризма

Важно придумывать новое и подходить ко всему творчески.


Творчество (новизна, модернизация)

 

Консерватизм (традиционность, ретроградство)

, 132

, 084

-, 012

-, 066

 Важно быть богатым, иметь много денег и дорогих вещей

Богатство (роскошная жизнь)

 

Достаток (рациональное потребление, умеренный аскетизм)

, 100

-, 112

-, 099

, 284

 Важно, чтобы с каждым человеком        в мире обращались одинаково, у всех должны быть равные возможности в жизни

Равенство возможностей

 (справедливость)

 

 

Неравенство возможностей

-, 008

-, 003

, 104

, 181

 Важно показать свои способности и эти вызвать восхищение людей 

Талантливость, неординарность, знаменитость

 

Усредненность, ординарность, обыкновенность

, 108

-, 066

-, 025

, 246

 Важно жить в безопасном окружении, избегать опасностей

Безопасность (спокойная жизнь)

 

Преодоление

опасностей и стрессов

-, 066

-, 057

-, 029

, 467

 Важно пробовать новые разные занятия, получать сюрпризы

Развитие через разные занятия, широта интересов, гибкость ума

 

 

Ригидность, узость интересов, негибкость ума

 

, 182

-, 001

, 094

-, 144

 Важно следовать принятым в обществе правилам,         даже если никто за этим не следит

Порядочность (добродетельность на основе самоконтроля)

 

Добродетельность на основе общественного контроля

, 023

-, 262

, 546

, 047

 Важно выслушивать и понимать мнение других,   отличающихся от вас людей

Диалог (взаимопонимание, равноправие)

Монолог  (управление, подчинение)

, 072

, 090

, 280

-, 220

 Важно быть простым и скромным.
не привлекать к себе внимание

Скромная уверенность в себе

 

Гордость, самоуверенность

-, 056

-, 002

, 303

-, 061

 Важно хорошо проводить время, баловать себя

Получение радостей (временное возвращение в детство, в игры и фантазии)

Быть реалистом, не поддаваться иллюзиям и фантазиям

, 157

-, 028

-, 020

, 012

 Важно принимать собственные решения, что и как делать, быть свободным и не зависеть от других

Самостоятельность и свобода (ответственность)

 

Подчиненность (безответственность)

, 112

, 192

-, 153

-, 055

 Важно помогать людям и заботиться о их благополучии

Взаимопомощь, альтруизм

Эгоизм, каждый для себя и за себя

, 064

, 225

, 101

-, 198

 Важно быть успешным и,  что люди признают ваши достижения

Успех и признание

 

Среднее спокойное существование

, 133

-, 039

-, 015

, 152

 Важно, чтобы государство было сильным и могло защитить своих граждан

Сильное, социальное государство для всех

 

Слабое государство с правом сильного

-, 070

, 258

-, 237

, 196

 Важно искать приключения и рисковать, иметь полную событиями жизнь

Развитие через риски, приключения и события

 

Спокойная, мудрая жизнь на основе опыта чужих ошибок

 

, 193

-, 045

, 115

-, 184

 Важно всегда вести себя правильно,  не совершать поступков, которые другие люди могли бы осудить

Конформизм (подобающее поведение, принятое большинством)

Нонконформизм (противопоставление меньшинства большинству)

-, 033

-, 052

, 274

, 123

 Важно, чтобы его уважали и делали так, как он скажет

Авторитетность

 

Самоустранение (самоуничижение)

, 039

-, 081

, 066

, 295

Важно быть верным другом, посвящать себя близким людям
           

Отзывчивость (Верность долгу перед ближними)

 

Черствость, отчуждение от ближних (Любовь к дальним)

, 033

, 325

-, 126

-, 068

 Важно беречь природу, заботиться        о природе

Оберегание природы

 

Природу надо использовать

-, 024

, 369

-, 162

-, 047

 Важно ценить традиции, стараться следовать религиозным и семейным обычаям,            передаваемым из поколения в поколение

Сохранение традиций, преемственность

 

 

 

Ломка традиций, модернизация жизни

-, 030

, 229

-, 017

-, 049

 Важно искать веселье и забавы, а также заниматься тем, что доставляет удовольствие

Гедонизм

 

Самоограничение (сдержанность)  в удовольствиях

, 177

-, 018

, 061

-, 128

 

 

Табл. 2.

Ценностные комплексы факторов и нормированные факторные нагрузки ценностей для  группы стран западной Европы в целом.

 

Декларируемые ценностные суждения, предлагаемые респондентам в интервью

Ключевые слова, обозначающие декларируемые ценностные суждения

 

Ключевые слова, отрицающие декларируемые ценностные суждения

Ценностный комплекс  гедонизма

 Ценностный комплекс государственности

Ценностный комплекс гуманизма

 Ценностный комплекс элитаризма

Важно придумывать новое и подходить ко всему творчески.


Творчество (новизна, модернизация)

 

Консерватизм (традиционность, ретроградство)

-0,16

-0,20

0,26

0,25

 Важно быть богатым, иметь много денег и дорогих вещей

Богатство (роскошная жизнь)

 

Достаток (рациональное потребление, умеренный аскетизм)

-0,03

0,04

-0,13

0,30

 Важно, чтобы с каждым человеком        в мире обращались одинаково, у всех должны быть равные возможности в жизни

Равенство возможностей

 (справедливость)

 

 

Неравенство возможностей

-0,23

-0,11

0,33

0,10

 Важно показать свои способности и эти вызвать восхищение людей 

Талантливость, неординарность, знаменитость

 

Усредненность, ординарность, обыкновенность

-0,11

0,00

0,02

0,34

 Важно жить в безопасном окружении, избегать опасностей

Безопасность (спокойная жизнь)

 

Преодоление

опасностей и стрессов

-0,05

0,22

-0,01

0,05

 Важно пробовать новые разные занятия, получать сюрпризы

Развитие через разные занятия, широта интересов, гибкость ума

 

 

Ригидность, узость интересов, негибкость ума

 

0,13

-0,07

0,10

0,09

 Важно следовать принятым в обществе правилам,         даже если никто за этим не следит

Порядочность (добродетельность на основе самоконтроля)

 

Добродетельность на основе общественного контроля

-0,06

0,24

-0,09

0,07

 Важно выслушивать и понимать мнение других,   отличающихся от вас людей

Диалог (взаимопонимание, равноправие)

Монолог  (управление, подчинение)

-0,01

-0,04

0,27

-0,06

 Важно быть простым и скромным.
не привлекать к себе внимание

Скромная уверенность в себе

 

Гордость, самоуверенность

0,17

0,21

0,01

-0,26

 Важно хорошо проводить время, баловать себя

Получение радостей (временное возвращение в детство, в игры и фантазии)

Быть реалистом, не поддаваться иллюзиям и фантазиям

0,41

0,03

-0,06

-0,12

 Важно принимать собственные решения, что и как делать, быть свободным и не зависеть от других

Самостоятельность и свобода (ответственность)

 

Подчиненность (безответственность)

0,06

-0,06

0,16

0,05

 Важно помогать людям и заботиться о их благополучии

Взаимопомощь, альтруизм

Эгоизм, каждый для себя и за себя

0,01

0,01

0,23

-0,05

 Важно быть успешным и,  что люди признают ваши достижения

Успех и признание

 

Среднее спокойное существование

-0,03

0,03

-0,02

0,29

 Важно, чтобы государство было сильным и могло защитить своих граждан

Сильное, социальное государство для всех

 

Слабое государство с правом сильного

-0,02

0,20

0,02

0,04

 Важно искать приключения и рисковать, иметь полную событиями жизнь

Развитие через риски, приключения и события

 

Спокойная, мудрая жизнь на основе опыта чужих ошибок

 

0,27

-0,06

-0,06

0,05

 Важно всегда вести себя правильно,  не совершать поступков, которые другие люди могли бы осудить

Конформизм (подобающее поведение, принятое большинством)

Нонконформизм (противопоставление меньшинства большинству)

0,06

0,29

-0,06

-0,06

 Важно, чтобы его уважали и делали так, как он скажет

Авторитетность

 

Самоустранение (самоуничижение)

0,04

0,17

-0,10

0,15

Важно быть верным другом, посвящать себя близким людям
           

Отзывчивость (Верность долгу перед ближними)

(Любовь к ближним)

Черствость, отчуждение от ближних.

(Любовь к дальним)

0,10

0,04

0,18

-0,11

 Важно беречь природу, заботиться        о природе

Оберегание природы

 

Природу надо использовать

-0,05

0,02

0,23

-0,04

 Важно ценить традиции, стараться следовать религиозным и семейным обычаям,            передаваемым из поколения в поколение

Сохранение традиций, преемственность

 

Ломка традиций, модернизация жизни

0,01

0,24

-0,05

-0,02

 Важно искать веселье и забавы, а также заниматься тем, что доставляет удовольствие

Гедонизм

 

Самоограничение (сдержанность) в удовольствиях

0,48

0,07

-0,11

-0,16

 

Табл.3

Первый главный ценностный фактор – Государственность и его 11 самых позитивных и самых негативных ценностных высказываний.

 

Позитивные ценностные высказывания

Факторные

нагрузки

Негативные ценностные высказывания

Факторные

нагрузки

59Главное - это уважение традиций

0,13

47Важнее всего признание и успех

-0,04

48Нужно заботиться о стариках наровне с детьми

0,12

 

 

49Взаимопомощь важнее состязательности

0,12

53Состязательность важнее взаимопомощи

-0,05

31Жить для родных и своих потомков

0,12

40Каждый должен заботиться о себе

-0,04

26Человек добр

0,12

21Преобладание зла в человеке

-0,04

52Должно помогать бедным и слабым

0,12

 

 

43 Главное спокойная совесть

0,11

51Должно стемиться к власти и влиянию

-0,07

36Родину нельзя покидать

0,11

45Человек может выбирать страну проживания

-0,03

25Правда превыше всего

0,11

 

 

35Государство обеспечивает безопасность

0,10

46Своя безопасность - личное дело каждого

-0,08

38Главное забота о детях

0,10

22Жить для себя, а не для потомков

-0,10

 

Табл.4.

Второй главный ценностный фактор – Активный Эгоизм и его 11 самых позитивных и самых негативных ценностных высказываний

 

Позитивные ценностные высказывания

Факторные

нагрузки

Негативные ценностные высказывания

Факторные

нагрузки

61Важно бороться до победы

0,16

50Важны диалог и терпимость

-0,04

57Жить как все лучше, чем выделяться

0,16

39Быть яркой личностью лучше, чем как все

-0,03

53Состязательность важнее взаимопомощи

0,15

49Взаимопомощь важнее состязательности

-0,04

32Благополучие важнее свободы

0,15

29Свобода важнее жизни

-0,10

56Равенство условий жизни важнее равенства возможностей

0,15

 

 

51Должно стемиться к власти и влиянию

0,14

43 Главное спокойная совесть

-0,05

22Жить для себя, а не для потомков

0,13

 

 

19Самовыражение

0,12

 

 

42Жизнь человека - самое ценное, но иногда приходиться лишать человка жизни

0,12

58Никто не вправе лишать человека жизни

-0,04

21Преобладание зла в человеке

0,11

 

 

24Убийство допустимо

0,11

58Никто не вправе лишать человека жизни

-0,04

 

 

Табл.5.

Табл.5.

Третий главный ценностный фактор – Гуманистический элитаризм и его 11 самых позитивных и самых негативных ценностных высказываний

 

 

Позитивные ценностные высказывания

Факторные

нагрузки

Негативные ценностные высказывания

 

50Важны диалог и терпимость

0,32

 

-0,08

55Главное - инициатива, предприимчивость

0,25

37Главное семейные и дружеские отношения

 

41Равенство возможностей важнее, чем равенство условий жизни

0,22

56Равенство условий жизни важнее равенства возможностей

-0,05

51Должно стремиться к власти и влиянию

0,18

 

-0,05

39Быть яркой личностью лучше, чем как все

0,16

34Условия определяют человека

-0,13

49Взаимопомощь важнее состязательности

0,15

 

-0,05

52Должно помогать бедным и слабым

0,13

31Жить для родных и своих потомков

 

53Состязательность важнее взаимопомощи

0,11

56Равенство условий жизни важнее равенства возможностей

 

30Работа главное в жизни

0,11

33Работа ради заработка

-0,09

19Самовыражение важнее здоровья

0,08

23Важно сохранять здоровье и благополучие

-0,07

47Важнее всего признание и успех

0,07

 

-0,07

 

 

 

Табл.6

Четвертый главный ценностный фактор – Либеральный элитаризм и его 11 самых позитивных и самых негативных ценностных высказываний

 

Позитивные ценностные высказывания

Факторные

нагрузки

Негативные ценностные высказывания

 

45Человек может выбирать страну проживания

0,22

36Родину нельзя покидать

-0,08

46Своя безопасность - личное дело каждого

0,21

 

 

29Свобода важнее жизни

0,19

18Жизнь человека неприкосновенна, только закон может посягнуть на нее

-0,05

39Быть яркой личностью лучше, чем как все

0,18

 

-0,05

40Каждый должен заботиться о себе

0,18

52Должно помогать бедным и слабым

-0,13

23Главное здоровье и благополучие

0,17

19Самовыражение важнее здоровья

-0,05

37Главное семейные и дружеские отношения

0,15

 

 

44Человек создает себя сам

0,14

 

 

47Важнее всего признание и успех

0,14

49Взаимопомощь важнее состязательности

-0,09

58Никто не вправе лишать человека жизни

0,10

42Жизнь человека - самое ценное, но иногда приходиться лишать человка жизни

-0,07

21Преобладание зла в человеке

0,09

26Человек добр

-0,07

 

 



Конец формы



[1][1] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 08-03-00276а  «Теоретический и эмпирический  анализ социального молчания  в современном российском обществе»

 

[2][2] Исследованные страны: Бельгия, Болгария, Швейцария, Кипр, Германия, Дания, Эстония, Испания, Финляндия, Франция, Англия, Венгрия, Норвегия, Польша, Португалия,  Румыния, РФ, Швеция, Словения, Словакия. При этом вопрос о корректности сравнения столь разных по своим социально-экономическим характеристикам стран даже не обсуждался. Нами были выбраны  для сравнения два, условно говоря, региона – РФ и все остальные страны – в целом сопоставимые по своим масштабам и функциям. Такое сравнение нам представляется более продуктивным в научном и практическом плане, чем сравнение отдельных стран разного масштаба между собой.

 

[3][3] Еще одна возможность в получении ценностей-антиподов заключается в добавлении к декларативным ценностям слов «Не следует», «Не должно», или отрицания «Не» и в получении, таким образом, отрицательных ценностных высказываний, но тогда остается неясным, что стоит за этим отрицанием, например, «Хочет быть богатым» - «Не хочет быть богатым», но тогда каким? («Хочет быть бедным?» или «Хочет иметь рациональный достаток?» или «Хочет быть средним?»)

Используются технологии uCoz